В вашей корзине: 0 тов.
оформить | очистить
Отдел сбыта: +7 (8453) 76-35-48
+7 (8453) 76-35-49
Не определен

Читательская конференция "Путешествие в этот загадочный и прекрасный мир природы"

Массовые внеклассные мероприятия

 

Конференция проводится с учащимися средних и старших классов. О сроках проведения конференции учащиеся узнают из красочных объявлений, где помещены высказывания:

“Восторг от созерцания природы выше, чем от искусства”
(П.И. Чайковский).

“Талант мой вышел из природы”
(М. Пришвин).

Цель: на основе целенаправленного чтения научной, научно-популярной и художественной литературы учащимися способствовать формированию у них глубоких систематических знаний о природе, используя средства литературного языка.

Вступительное слово предоставляется библиотекарю.

Библиотекарь

В русской литературе, особенно поэзии, можно найти немало живописных зарисовок. Природа является и источником вдохновения, и непосредственным участником событий, и местом действия, и лирическим фоном. Поэты и писатели ассоциируют состояние своей души и души героев с состоянием природы, ищут помощь и ответы в философских размышлениях, отраду “измученной душе”, уединение от светской жизни, от общества.

Многие стихи российских поэтов – их “поэтические мгновения” – вошли в наше сознание, стали частицей нашего бытия: “Буря мглою небо кроет...”, “Мороз и солнце, день чудесный...”, “Люблю грозу в начале мая...”, “Идет-гудет зеленый шум...”, “Отговорила роща золотая...” и т.д.

У большинства русских поэтов природа вызывает прежде всего восторг и поклонение:

	Зелень нивы, рощи лепет, 
	В небе жаворонка трепет, 
	Теплый дождь, сверканье вод, – 
	Вас назвавши, что прибавить? 
	Чем иным тебя прославить, 
	Жизнь души, весны приход?
			В.А. Жуковский
Ученик
	Я пришел к тебе с приветом, 
	Рассказать, что солнце встало, 
	Что оно горячим светом 
	По листам затрепетало; 
	Рассказать, что лес проснулся, 
	Весь проснулся, веткой каждой, 
	Каждой птицей встрепенулся 
	И весенней полон жаждой...
			А.А. Фет

 

Учитель

Замечательна пушкинская поэзия, дающая живописные, проникновенно-лирические картины природы:

	Унылая пора! очей очарованье! 
	Приятна мне твоя прощальная краса – 
	Люблю я пышное природы увяданье, 
	В багрец и золото одетые леса...
			А.С. Пушкин

 

В классической русской поэзии прослеживается традиция одушевления природы, наделения ее мыслью и чувством.

Ученик
	Не то, что мните вы, природа: 
	Не слепок, не бездушный лик, – 
	В ней есть душа, в ней есть свобода, 
	В ней есть любовь, в ней есть язык.
			Ф.И. Тютчев

 

Учитель

Природа – символ, источник гармонии, а человек лишь часть природы, зачастую неразумная, разрушающая то, что создано природой:

Ученик
	Невозмутимый строй во всем 
	Созвучье полное в природе, 
	Лишь в нашей призрачной свободе 
	Разлад мы с нею создаем.
            Ф.И. Тютчев
			
	Мы забываем, повзрослев едва, 
	Что общим корнем связаны слова: 
	Народ, и благородство, и природа.
            И. Киселев
			
	Я думаю, деревьям, а не нам 
	Дано величье совершенной жизни; 
	На ласковой Земле, сестре звездам, 
	Мы – на чужбине, а они в отчизне.
            Н. Гумилев

 

Учитель

Вместе с тем в поэзии есть примеры, свидетельствующие о влиянии христианского миропонимания:

 

Ученик
	Нет, жизнь – разумное стремленье 
	Туда, где вечный свет горит, 
	Где человек, венец творенья, 
	Над миром высоко царит.
            С. Надсон

 

Учитель

В поэзии Н.А. Некрасова в неразрывном единстве предстают гражданственность и высокая художественность, восхищение красотой русских полей и лесов (поэмы “Саша”, “Тишина”, “Мороз, Красный нос” и многие другие):

	Все рожь кругом, как степь живая, 
	Ни замков, ни морей, ни гор... 
	Спасибо, сторона родная, 
	За твой врачующий простор!..
	
	О Русь! ты такова всегда: 
	Как сильно буря ни тревожит 
	Вершины вековых древес, 
	Она ни долу не положит, 
	Ни даже раскачать не может 
	До корня заповедный лес...

Разорванность человека и окружающего мира сквозит в творчестве И. Анненского, проникнутом трагизмом переходной эпохи рубежа XIX–XX веков. Городские пейзажи вытесняют живую природу из мыслей, из чувств, из переживаний: “На меня вообще природа действует не сильно...”, – читаем в дорожном письме И. Анненского. “Природой” становятся равно “и игра лучей в дождевой пыли, и мраморный обломок на белом фоне версальских песков, и лихорадочный блеск голубых глаз, и все, что не я”. Воспринимается только окультуренная даже не природа, а “окружающая среда”: парки, сады с прудами, аллеи с фонарями, часто из-за оконного стекла.

Библиотекарь

Тоску по родине, ее живительной силе, И.А. Бунин выразил в стихотворении “Полевые цветы”:

	В блеске огней, за зеркальными стеклами 
	Пышно цветут дорогие цветы, 
	Нежны и сладки их тонкие запахи, 
	Листья и стебли полны красоты. 
	Их возрастили в теплицах заботливо, 
	Их привезли из-за синих морей; 
	Их не терзают метели холодные, 
	Бурные грозы и свежесть ночей... 
	Есть на полях моей родины скромные 
	Сестры и братья заморских цветов: 
	Их возрастила весна благовонная 
	В зелени майских лесов и лугов.

 

Учитель

И все-таки русский человек с его лирической душой остается “певцом природы”. Таков М. Волошин, с размахом самодовлеющей красоты и буйства красок природы:

	...В поредевшей мгле садов 
	Стелет огненная осень 
	Перламутровую просинь 
	Между бронзовых листов. 
	Вечер... Тучи... Алый свет 
	Разлился в лиловой дали: 
	Красный в сером – это цвет 
	Надрывающей печали...
Библиотекарь

С. Есенин – один из самых читаемых русских лириков, выразивший своей поэзией “неисчерпаемую печаль полей, любовь ко всему в мире и милосердие...”.

Ученик
	Нивы сжаты, рощи голы, 
	От воды туман и сырость. 
	Колесом за сини горы 
	Солнце тихое скатилось... 
	Край любимый! Сердцу снятся 
	Скирды солнца в водах лонных. 
	Я хотел бы затеряться 
	В зеленях твоих стозвонных...
	О Русь – малиновое поле 
	И синь, упавшая в реку, – 
	Люблю до радости и боли 
	Твою озерную тоску. 
	Холодной скорби не измерить, 
	Ты на туманном берегу. 
	Но не любить тебя, не верить – 
	Я научиться не могу.

 

Учитель

Едва ли не самое сильное внимание среди писателей XIX века уделял природе как таковой и ее влиянию на человека И. Тургенев. Многие сюжеты его произведений развиваются на фоне природы, которая становится неотъемлемой частью повествования, дает материал для размышлений. Для И. Тургенева природа – главная стихия, она подчиняет себе человека и формирует его внутренний мир. Писатель часто сравнивает характеры своих персонажей с тем или иным типом природы, теми или иными природными явлениями. Русский лес, в котором “лепечут статные осины”, “могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы”, да необозримая степь – все это определяет национальные черты русского человека в его творчестве.

Человек у Тургенева “выпрямляется” в общении с природой: она залечивает раны, нанесенные в сложных людских общениях, помогает приобрести гармонию духа. И люди приходят к ней со своими горестями и печалями, как к подлинной спасительнице, могучей целительной силе.

Хищническое уничтожение лесов вызывало тревогу у лучшей части русской интеллигенции того времени. Устами героя пьесы “Дядя Ваня” доктора Астрова А.П. Чехов говорил: “Русские леса трещат под топором, гибнут миллионы деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи... Человек одарен разумом и творческой силой, чтобы приумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. Лесов все меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днем земля становится все беднее и безобразнее”.

Но не все писатели придавали такое значение природе. Так, в творчестве Ф. Достоевского почти нет природы: “...пейзаж служит... только незначительным дополнением к изображению людских фигур”. Возможно, это связано с характерной для писателя увлеченностью проблемой человека, его трагичной судьбой. Во всяком случае, поглощенность нравственными поисками, вопросами о человеческих ценностях оставляла природу как бы в стороне, способствовала отчужденности человека от природы, т.к. не включала ее в эту систему ценностей.

Нельзя не остановиться на творчестве М. Пришвина – известного писателя, тонкого знатока и ценителя природы. Взгляд М. Пришвина на природу отличается не только любовью к ней, непосредственностью, ясностью и чистотой, но и глубоким ее пониманием, органической цельностью. “Надо уметь наблюдать природу не в последовательном развитии, как нас учили, а как отдельные самостоятельные явления. Надо думать так, что существует некое “целое”, и время от времени оно чем-нибудь нам показывается. В этом показывании можно искать периоды, связи, законы, как нас учили. Но можно, как я это делаю, по этим показываниям догадываться о целом, в каждом явлении. Находить не связь его с другими и со всеми “законами”, уже открытыми, а в этом явлении видеть прямо самое целое, самую природу в ее беззаконном существе.”

В творчестве писателя постоянно присутствует ощущение загадочности, таинственности жизни – и жизни природы, и жизни человека. Поэтому он часто говорит о том, что надо смотреть на природу просто, без теорий, принимать ее сердцем, а не разумом.

Эстетическое отношение к природе у М. Пришвина предполагает также активное сотворение красоты окружающего мира. Явно выражена и идея разумного творческого союза человека и природы. В точках соприкосновения “двух встречных миров: мира науки и искусства – возникают новые возможности для целостного постижения природы, рождается новое, насыщенное мыслью, созерцанием и поэзией видение природы”.

 

Заканчивается конференция театрализованным представлением “Природа, поэты и художники”.

Д е й с т в у ю щ и е   л и ц а   и   и с п о л н и т е л и :

Ученый (ботаник).

Поэт.

Художник.

Ученики (4–6 чел.).

Ведущие (1–3 чел.).

Голос из зала.

Чтецы (1–6 чел.).

Сцена украшается живыми цветами, гирляндами из мозаики осенних листьев. На сцене, в центре, стоит стол ученого ботаника, на котором размещается микроскоп, колбы с цветами, определитель, массивный цветной карандаш, журнал для записи. Вокруг ученого стоят столы, за которыми расположились ученики. На них тоже стоят микроскопы, определители, тетради, ручки и карандаши. Несколько вглубь сцены установлен мольберт для художника, к нему прикреплен лист бумаги с ярким рисунком гвоздики. Отдельно, несколько обособленно, стоит художник с блокнотом в руках, о чем-то мечтает. Для каждого чтеца готовится венок тех цветов, о которых пойдет речь.

Одежда для ученого-ботаника: белый халат, черная бархатная шапочка, очки. Для художника: свободного покроя одежда, кисть. Поэт в белой рубашке с галстуком-бабочкой.

Первый ведущий

С ранней весны до поздней осени цветут в садах и парках растения. Они украшают улицы нашего города (или села). Букеты цветов стоят в наших комнатах. Вместе с ними в дом входит весна. Их тонкий запах веет свежестью природы, а яркие краски как блики солнечных лучей. Светлее и радостнее становится в комнате, словно с букетом внесли в нее маленькую частицу сада!

Второй ведущий

Каждый цветок из букета хранит свою тайну, а иногда забавные или поучительные истории, о которых интересно узнать тому, кто любит растения.

Третий ведущий

Наш вечер мы посвящаем цветам, поэтам и художникам. Цветы украшают нашу жизнь. Ими отмечают все торжественные события нашей жизни. На всех общественных праздниках с древних времен до наших дней всегда обилие цветов. Польза цветов – в их красоте. А красота людям необходима.

На сцене – ученый-ботаник в кругу учеников, поэта и художника. Ученый смотрит на цветы.

Ученый

Когда я держу цветок, я думаю, что у меня в руке прекрасный плод упорного труда, может быть, сотен поколений садовников, которые высаживали эти цветы, дрожали над их сохранностью, радовались их цветению, заботливо собирали семена и вновь их сеяли.

Сколько горестных неудач и радостных открытый нужно было пережить, чтобы вывести из диких растений чудесные, волшебные и многообразные сорта крупных, ярких, ароматных красивых цветов. Вот о чем говорит мне, ботанику, букет цветов на моем столе.

Он берет в руки красную гвоздику... смотрит на нее. Поэт быстро пишет и говорит... Написанное передает одному из чтецов – первому. Тот встает и читает стих о гвоздике.

Первый чтец
		Гвоздика 
	Этот цветок говорит нам о многом, 
	Словно овеянный громом боев. 
	Пламя хранит он и в вырезе строгом 
	Алых, упругих своих лепестков. 
	Этот цветок никогда не увянет. 
	К небу свободы направив свой взгляд, 
	Символом стал он народных восстаний, 
	Неугасимым цветком баррикад. 
	Пушечных он не страшился ударов. 
	Видел, как бьется за счастье народ. 
	Память бойцов у стены коммунаров 
	В сердце Парижа он смело цветет.
	Жаркая кровь в нем отважно струится, 
	Цвет его в ужас приводит владык. 
	Герцен любил это пламя гвоздик. 
	В час, когда утро всплывало, туманясь, 
	Пальцы фашистов легли на курке, 
	Но и пред смертью стоял Белоянис – 
	Непобедимый с гвоздикой в руке.

 

Художник в это время рисует.

 

Художник

Художник не может смотреть на цветы без кисти или карандаша в руке. Он стремится запечатлеть на бумаге форму и окраску цветов. Художник воскрешает на белых листах бумаги образы далеких стран, давно прошедших времен.

Первый ученик

Пылающая как пламя, пунцовая, махровая гвоздика недаром стала символом революции. В Ницце, на юге Франции, у подножия памятника известному русскому революционеру Герцену посажены гвоздики.

Второй ученик

Как Голландия славится тюльпанами, так Ницца – гвоздиками. Столько гвоздик не выращивают ни в одном другом месте, хотя любят их повсюду.

Третий ученик

Гвоздики бывают разные. Самая красивая – махровая гвоздика. (Держит в руках гвоздику и продолжает.) Это вот голландская гвоздика, сорт Шабо Маргарита. Есть еще однолетние китайские, двулетние турецкие.

Ученый

Правильно. У гвоздик резкий аромат цветов как у гвоздичного дерева, растущего на Молуккских островах.

Маленькая пауза, музыка

А вот это растение – нарцисс – из луковичных. Только через три года из луковицы вырастает один единственный цветок.

Запах у нарцисса сильный и резкий. Большой букет этих цветов вызывает головную боль. Название цветка предположительно происходит от греческого слова “наркас” – “одурманивать”.

Поэт

С древних времен, любуясь цветами, поэты, одушевляя их, находя в них сходство с красивой девушкой или стройным юношей, создавали разные поэтические истории о превращении людей в цветы. И до сих пор сохранились легенды о волшебном появлении того или иного цветка.

Художник продолжает рисовать.

 

Художник

Лучистый, нежно-белый цветок нарцисса склонен набок и как бы смотрит желтым глазком вниз на свое отражение в воде.

Второй чтец
		Нарцисс
В древней Элладе, где плещет о темные скалы,
Где опрокинута чашей глубокая синь, 
Юноша жил темнокудрый, легкий и статный, как тополь,
Первый во всех состязаниях – в плаванье, беге, борьбе.
Часто, склонясь над водою среди камышей и кувшинок 
Где-нибудь в сонном заливе или озерной тиши,
Не уставал любоваться собственным он отраженьем,
Думая: “Как я прекрасен, лучше я всех на земле!”.
Рос он, довольный собою, с сердцем глухим и недобрым,
Все презирая на свете, только собой упоен, 
И обращен был за это в стройный цветок белоснежный,
Гордый своим отраженьем в зеркале мирных озер.
Так рассказало об этом дней стародавних преданье,
Венчик на тоненькой ножке этот возносит цветок. 
Но хоть красив он, природа все же его обделила:
Нету души у нарцисса, запаха нежного нет.
Может быть, он вспоминает синее небо Эллады 
И повторяет, качаясь, полные грусти слова:
“Как бы мне снова хотелось быть средь людей, человеком 
С сердцем открытым для дружбы, полным добра и любви!”.

 

Ученый берет нарцисс в руки.

 

Ученый

Легенда о превращении юноши Нарцисса в цветок, созданная поэтами, и дала ему видовое название “Нарцисс поэтический”.

Четвертый ученик

Есть нарцисс, у которого цветки имеют желтую трубочку-колокольчик. Это Сложный нарцисс.

 

Пятый ученик

Все нарциссы так нежны и прекрасны. Они всегда вызывают восхищение. В Турции сохранилась старинная поговорка: “У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить цветок нарцисса, ибо хлеб – пища для тела, цветок – пища для души”.

Голос из зала

У многих народов в разные времена один и тот же цветок имел различное значение. В Греции нарцисс считался цветком погибших, а в Риме он был цветком победы. В Швейцарии устраивался праздник нарциссов. В Англии им увлекаются так же, как в Голландии тюльпанами.

Звучит музыка

Первый ведущий

Кусты сирени с душистыми цветами на фоне темно-зеленых сердцевидных листьев издавна украшают наши сады. Особенно много сирени в Финляндии, Норвегии, Прибалтике и т.д.

Поэт

О сирени поэты сложили много стихов, композиторы написали романсы.

 

Третий чтец
		Сирень
	Прогремела гроза, прошумела, 
	Затихая, грохочет вдали. 
	Золотые лучи, словно стрелы, 
	Сквозь клокастые тучки прошли. 
	Воздух полон прохлады и лени, 
	Встала радуга светлым венцом, 
	И тяжелые грозди сирени 
	Наклонились над нашим крыльцом. 
	Хорошо на весеннем просторе 
	По откосу сбежать наугад, 
	Окунуться в душистое море, 
	Захлестнувшее дремлющий сад. 
	Сколько белых и темно-лиловых 
	Вдоль ограды кустов разрослось? 
	Ветку тронь – дождем лепестковым 
	Осыпается мокрая гроздь. 
	В легкой капельке, свежей и чистой, 
	Отразился сверкающий день, 
	И в саду каждой веткой росистой
	Торжествующе пахнет сирень.

 

Шестой ученик

О сирени тоже сложена легенда. Весна, смешав лучи солнца и радуги, стала бросать их на Землю. И там, куда падали лучи, распустились цветы желтые, оранжевые, красные, синие, белые.

Весна шла с юга на север, щедро рассыпая разноцветные лучи. Когда же она достигла севера, у нее остались только одни лиловые. Из них-то и выросли кусты сирени...

Ученый

Легенда о сирени возникла в северных странах, и можно подумать, что сирень всегда росла только на севере. На самом деле это не так. Сирень родом из Персии. Она из семейства маслинных, родственница оливам. 400 лет тому назад сирень привезли в Вену, откуда она стала быстро распространяться по всей Европе.

Художник

Если поэты воспели в своих стихах сирень, то художники заставили цвести сирень на своих картинах. (Снимает лист, на котором нарисована ветка сирени.)

Второй ведущий

Поинтересуйтесь, какие произведения, стихи, романсы и картины посвящены вот этому прекрасному растению?


Держит в руках цветок лилии.

 

Третий чтец
		Лилии
	Дожди посетить нас забыли ли, 
	Иль впрямь загостилась жара,– 
	Но свежи в саду только лилии, 
	Головки качая с утра.
	Нельзя и назвать их усталыми 
	В жаре изнывают кусты,
	Они же склоняясь бокалами, 
	Все также свежи и чисты. 
	Немало на вскопанном круге их 
	Весной посадить мы могли, 
	И тянут их стебли упругие 
	Прохладные соки земли.
	А возле, кружа эскадрильями,
	Жужжащий ведя хоровод, 
	Над белыми, алыми лилиями  
	Пчелиное племя снует.

 

Ученый

Белые цветы лилий вызывают целый рой образов. Лилии получили свое наименование от древнегальского слова “ли-ли” – “белый-белый”.

Первый ученик

Столица древней Персии называется Суза – город лилий. Особое место занимали лилии в истории Франции. Король франков Людвиг одержал победу над германцами у реки Ли, где росли лилии.

Возвращаясь с поля битвы, солдаты украсили свои шлемы и щиты этими цветами. С тех пор знамена Франции украшают три лилии.

300 лет назад были вычеканены монеты «Золотые и серебряные лилии». Цветы лилии заполнили сады, и Францию называли королевством лилий.

Художник

В Париже, у Лувра, старого королевского дворца, теперь известного музея сокровищ искусств, стоит блистающая золотом статуя. На коне сидит девушка в рыцарских доспехах и держит копье со знаменем.

Это героиня Франции – Жанна д’Арк, за воинские подвиги в защиту Родины ей посмертно присвоена фамилия Дю-Ли-Лилейная. На гербе Жанны Д’Арк изображен на синем фоне меч с двумя лилиями по сторонам и венок из лилии сверху.

В Лувре находится древний саркофаг с мумией молодой египтянки, на груди которой сохранилась засохшая лилия. Этой лилии несколько тысяч лет.

Ученый

Кроме белой, в садах растут желтые и красные лилии. На лепестках одного вида красных лилий находятся темные пятнышки – такие лилии называются Тигровыми.

Второй ученик

При взгляде на колокольчатый цветок лилии вспоминаются детские сказки о том, что в этих цветках живут маленькие лесные человечки – эльфы. Днем они спят глубоко внутри цветка, а поздно вечером один из эльфов начинает раскачивать стебелек с цветком. Раскачиваясь, цветок звенит. Все эльфы просыпаются и тоже начинают раскачивать белый колокол своего цветка. Как волшебная музыка звучит веселый перезвон, но люди этого звона не слышат. Слишком большие и грубые у них уши, а звон тонкий-тонкий, нежный-нежный. Его слышат только эльфы. Под эти мелодичные звуки водят они веселые хороводы на лужайке.

Под утро они снова забираются в свои лилии глубоко-глубоко и, свернувшись калачиком, засыпают.

Музыка П.И. Чайковского из балета “Щелкунчик”. Лилия раскрывается (модель из марли) и эльф исполняет танец (ученица в пачке).

 

Голос из зала

А я люблю розы. У роз особый аромат, то сильный, то нежный, чуть веющий.

 

Ученый

На площади – целый розарий. Там много сортов роз. Из них самый нежный – “Слава Миру”, а самый яркий – “Пламя революции”.

Художник рисует розу.

 

Художник

Как гармонично сочетаются розы с ровными каменными плитами. Еще выразительнее они на фоне белых мраморных колонн, балюстрад и статуй. Может быть, поэтому вспоминаешь о древнем Риме, где розы были особенно чтимы. Розой награждали воинов за геройство.

Ежегодно, несколько дней длился праздник розалии. В Риме роза была священным цветком богини красоты Венеры.

 

Второй ученик

В древней Греции поэты назвали розу царицей цветов. Сказания древней Индии говорят о том, что богиня Красоты и Любви Лакшми родилась из бутона розы. Персия, где издавна любили розы, носит название “Гюлистан” – “Сад роз”.

Голос из зала

В Англии 500 лет назад в течение тридцати лет не прекращалась “Война Алой и Белой роз”. На знаменах и гербах воюющих сторон были изображены розы.

Поэт

Много легенд и событий связано с этим прекрасным цветком. Поэты воспевают красоту розы и в наши дни. Ни одному цветку не посвящено столько стихов, романсов и сказок.

 

Пятый чтец
		Роза
	Под солнцем горячего юга, 
	Забыв про снега и мороз, 
	На стеблях, что гнутся упруго, 
	Раскинулись заросли роз.
	Быть может на свете нет краше 
	Таких ярко-алых цветов – 
	Недаром в их пышные чаши 
	И запах налит до краев. 
	Но южных красавиц милее 
	Мне розы газонов простых 
	На северных наших аллеях, 
	На клумбах садов городских.
	Проносятся звонко трамваи, 
	Автобусы мягко шуршат, 
	И, улиц жару освежая, 
	Разносится их аромат.

 

Музыка П.И. Чайковского из балета “Спящая красавица”.

 

Ученый

В 1728 году известному французскому ботанику Антуану Жюссье прислали из Китая семена редкого неизвестного растения. Он посеял их весною в Парижском Ботаническом саду.

В то же лето растение расцвело красным лучистым цветком с желтой серединкой. Оно походило на маргаритку очень крупных размеров. Французы назвали растение Королевой маргариток. Они не очень ошиблись – астра и маргаритки из одного семейства. Спустя 22 года, совершенно неожиданно, расцвел невиданно красивый махровый цветок.

Желтая середина исчезла, из трубчатых цветков выросли такие же язычки, как у краевых. Когда ботаники увидели этот цветок, они воскликнули: “Астер!”, что в переводе с латыни означает “звезда”.

Шестой чтец
		Астра
	Осенью над парком тенистым ложится
	Золото кленов на воды пруда,
	Кружатся листья, умолкнули птицы,
	В похолодевшее небо глядится
	Астра лучистая, астра – звезда.
	Астру с прямыми ее лепестками
	С давних времен называют “звездой”.
	Так бы ее вы назвали и сами,
	В ней лепестки разбежались лучами
	От сердцевинки совсем золотой.
	Близятся сумерки. Тонкий и острый
	В небе созвездий колышется свет,
	Астра на клумбе душистой и пестрой
	Смотрит, как светят далекие сестры,
	И посылает с земли им привет.

 

Ученый

На языке древних римлян “астра” также означает “звезда”, отсюда слово астрономия – наука о звездах.

 

Ученик

(Берет в руки георгин, долго его рассматривает.) Какие прелестные цветы...

 

Ученый

У этого растения два названия. Одни называют его далия, другие – георгин. Этот спорный вопрос имеет свою историю. Родина георгинов – Мексика. В 1784 году два испанских путешественника привезли из Мексики в Мадрид продолговатые сочные клубнекорни неизвестных растений. Они предполагали, что клубнекорни такие же съедобные и вкусные, как у картофеля. Желая прославиться своим открытием, они преподнесли их испанскому королю.

Король приказал посадить растения в саду своего дворца Эскуриала. В этом саду никто не гулял, кроме короля. Растение выросло и осенью зацвело. Клубнекорни оказались несъедобными, но цветок был красивым, ярко-красным. Цветок понравился королю и он приказал никому его не показывать.

Королевский ботаник Кованилес составил описание этого растения и дал ему название в честь шведского ботаника Даля. Так и выросла в саду короля никому неизвестная далия.

Александр Гумбольдт, видный немецкий ботаник, вернулся в 1805 году из путешествия по Южной Америке и тоже привез клубнекорни неизвестного растения. Он назвал его георгином в честь русского путешественника академика Георги. Когда же узнали о более раннем описании этого растения в мире ученых, стали называть его “далия”.

Однако в Германии и в России далии продолжали называть георгинами.

Шестой чтец
	Осенние стынут картины, 
	Давно осыпается сад,
	Лишь в гордой красе георгины 
	Одни, не склоняясь, стоят.
	Кичась многоцветным нарядом,
	Вдоль клумбы на самом краю
	Они развернулись парадом,
	Как рота гвардейцев в строю. 
	Пусть лужиц морщинится блюдце 
	И бродит туман по кустам, 
	Они – молодцы, не сдаются, 
	Осенним сырым холодам.

 

Ведущий

Посмотрите, какие теперь далии-георгины в наших садах и скверах. Перед наступлением зимы каждый человек особенно сильно чувствует прелести желтеющей листвы, теплоту редких солнечных дней и очарование увядающих пышных цветов. Осенью хочется подольше сохранить красоту природы – цветы. Мы ставим их в вазы, заносим в комнаты и еще долго любуемся ими. Чтобы вы помнили о нашей встрече, мы подарим вам живые цветы и открытки со стихами о цветах.

Художник

Многие живописцы все свое творчество посвятили изображению родной природы. Это И. Левитан, И. Шишкин, В. Поленов, А. Саврасов и другие. Среди художников-анималистов необходимо отметить А. Комарова и В. Ватагина.

Первый ученик

Русский художник Иван Иванович Шишкин – автор замечательных картин “Рожь”, “Дубы”, “Корабельная роща”, “Утро в сосновом бору”, “Лесные дали”, “Дождь в дубовом лесу”, “Перед грозой”, “Зимний лес”. Все они посвящены родной природе и написаны так выразительно и талантливо, что мы ощущаем ее величие, красоту и вместе с художником любуемся просторами полей и лугов, исполинами деревьями, мощью сказочно-загадочных лесов.

В картине “Рожь” колышащееся под свежим ветром море колосьев, полевая дорога, уводящая вдаль, к возвышающимся на заднем плане соснам-великанам, рождают мысли о русском приволье, о бескрайних просторах полей, создают обобщенный, эпический образ русской природы.Былинным величием веет от лесных пейзажей Шишкина, более всего любившего изображать могучие вековые дубы (“Дубы”), стройные, золотящиеся на солнце сосны (“Корабельная роща”).

Второй ученик

Исаак Ильич Левитан – автор прекрасных картин “Золотая осень”, “Март”, “Березовая роща”, “Весна”, “Большая вода”, “Цветущие яблони”, “Вечерний звон”, “Вечер на Волге”, “Озеро. Русь”. Этот проникновенный художник с огромной любовью и теплотой писал нашу скромную, исполненную тихой прелести, русскую природу. Умело используя цвет, рисунок, композицию, Левитан мастерски передает настроения, которые рождают в нас картины природы осенней, летней и весенней поры. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих вдаль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы.

Поражают своей красотой пейзажи В. Поленова “Золотая осень” и “Заросший пруд”, А. Саврасова “Грачи прилетели”, Ф. Васильева “Перед дождем”, “Оттепель”. Все эти пейзажи – настоящий гимн русской природе с ее бескрайними полями, лугами, лесами, тишиной и таинственностью заросших прудов. Общий тон этих картин радостный, жизнеутверждающий, глубоко эмоциональный. Он надолго запомнится нам.

Читательская конференция расширяет наш кругозор, делает богаче язык, наши чувства сливаются с миром поэзии, благотворно действуя на мысли.