В вашей корзине: 0 тов.
оформить | очистить
Отдел сбыта: (845-3) 76-35-48
(845-3) 76-35-49

Раздел 7. Текст и его основные признаки. Ответы к упражнениям 121-140

Упражнение 121

В заголовке рассказа И.А. Бунина «Сны» отражена не только основная тема повествования – рассказы о сновидениях конкретных людей, но и даётся философское восприятие сна – нечто таинственное, магическое, свойственное русскому народному мировосприятию.

В заголовке рассказа И.А. Бунина «Последнее свидание» отражена основная тема повествования – последнее свидание бывших возлюбленных – и философски осмысляется тема любви – неизбежность её (любви) угасания.

В заголовке рассказа И.А. Бунина «Худая трава» отражено отношение автора к вечным темам – жизни и смерти, любви и жестокости людей по отношению к слабым, немощным, непохожим на других. Это подчёркивает эпиграф: «Худая трава с поля вон».

Упражнение 122

Заголовок «На рыбалке» не соответствует содержанию сочинения, поскольку в тексте в основном рассказывается о дороге к реке, а не о самой рыбалке.

Заголовок «Один из дней моих летних каникул» не соответствует содержанию сочинения, поскольку в тексте говорится о каникулах в целом, а не об одном из дней этих каникул.

Упражнение 123

Данный текст можно отнести к сложному синтаксическому целому, поскольку:

  • а) здесь раскрывается единая микротема, которую можно сформулировать в виде заглавия: Вещный мир в романтическом произведении и в реалистическом романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»;
  • б) есть основная мысль: в романтическом произведении «между поэтическим текстом и лежащей за пределами текста жизнью сознательно создавалась пропасть», тогда как «пушкинский текст в “Евгении Онегине”... и внетекстовый мир органически связаны, живут в постоянном взаимном отражении»;
  • в) имеется зачин (Отношение текста реалистического произведения к миру вещей и предметов в окружающей действительности строится по совершенно иному плану, чем в системе романтизма);
  • г) далее следует развитие мысли (даётся характеристика отношению поэтического текста к миру вещей и предметов окружающей действительности; затем в сопоставительном плане характеризуется отношение пушкинского текста к внетекстовому миру);
  • д) имеется концовка (Понять «Евгения Онегина», не зная окружающей Пушкина жизни – от глубоких движений идей эпохи до «мелочей» быта, – невозможно. Здесь важно всё, вплоть до мельчайших черточек);
  • е) каждое следующее предложение как бы отвечает на вопрос, возникающий при чтении предыдущего предложения;
  • ж) тексту присущи такие средства межфразовой связи, как:
    1. предметная связь (реалистические – романтические произведения, явления быта и др.);
    2. временная связь (в предложениях, характеризующих романтические произведения, преобладает прошедшее время, поскольку это литературное течение преобладало в допушкинскую эпоху, до написания «Евгения Онегина»; в предложениях, характеризующих роман в стихах А.С. Пушкина преобладает настоящее время);
    3. пространственная связь (чужой быт, экзотический быт других народов и др.);
    4. порядок слов («новое» в предыдущем предложении становится «темой», «известным» в последующем предложении и перемещается из конца предложения в начало: Поэтический мир романтического произведения был абстрагирован от реального быта... . Если явления быта и вводились в текст, то это был чужой быт... и т.д.);
    5. повторы (быт, текст, романтизм, реализм, автор и др.), замены существительных, прилагательных, наречий местоимениями и местоимёнными наречиями (это был чужой быт, это приводит к тому, здесь важно всё и др.), антонимы (свой – чужой, экзотический; романтизм – реализм) и др.;
    6. сочинительные союзы (Но в любом случае...);
    7. специальные текстовые скрепы (в любом случае; в результате, с точки зрения комментария и др.);
    8. красная строка.

Упражнение 124

Сочинение «На рыбалке» не может быть отнесено к сложному синтаксическому целому, поскольку:

  • а) здесь нет единой микротемы;
  • б) не прослеживается чётко основная мысль;
  • в) есть зачин (В воскресенье я с ребятами пошёл на рыбалку) и концовка (Домой возвращались усталые, но довольные своим уловом), однако основная мысль развита плохо (основное внимание уделено поездке к реке, а не самой рыбной ловле);
  • г) логические связи между отдельными предложениями есть, однако единой стержневой мысли не прослеживается;
  • д) тексту присущи некоторые средства межфразовой связи: предметная связь (рыбная ловля, река), временная связь (все глаголы стоят в прошедшем времени, поскольку речь идёт о прошлом – о проведённом на рыбалке воскресенье); порядок слов в основном отражает соотношение «старая информация» – «новая информация». Однако в использовании средств межфразовой связи есть недочёты: необоснованные повторы (мы, пошли, поехали, на речку и др.);.
  • е) текст не разбит на абзацы.

Сочинение «Один из дней моих летних каникул» не может быть отнесено к сложному синтаксическому целому, поскольку:

  • а) здесь нет единой микротемы, заглавие не соответствует содержанию;
  • б) не прослеживается чётко основная мысль;
  • в) есть зачин (На каникулах я с мамой ездили в Брест) и концовка (Мне эта поездка запомнилась навсегда), однако основная мысль развита плохо (трудно понять, что произвело на автора впечатление);
  • г) логические связи между отдельными предложениями плохо прослеживаются;
  • д) в тексте почти полностью отсутствуют средства межфразовой связи; а использование автором постоянного повтора слов и словосочетаний является стилистическим недочётом (Брест, ещё и др.);
  • е) текст не разбит на абзацы.

Упражнение 125

Сочинение «Живучая память» не может быть отнесено к сложному синтаксическому целому, поскольку:

  • а) здесь нет единой микротемы, заглавие не соответствует содержанию;
  • б) не прослеживается чётко основная мысль;
  • в) нет зачина, концовки и развития мысли;
  • г) логических связей между отдельными предложениями практически нет;
  • д) в тексте почти полностью отсутствуют средства межфразовой связи;
  • е) текст не разбит на абзацы.

В сочинении много речевых ошибок:

  1. искажение формы фразеологизмов, пословиц и поговорок (курице, как говорится, по колено);
  2. использование фразеологизмов в несвойственном им значении (перебраться – ни сном, ни духом; из детства вышли; и всё коту под хвост – где корни, где моральный аспект);
  3. неточное словоупотребление вследствие незнания значения слов (в сущности, живучая, впечатлительная, моральный аспект, канул);
  4. употребление просторечной лексики (потуда);
  5. использование неправильных глагольных форм (настигнула);
  6. неверное использование собирательных числительных (двое девушек);
  7. ошибки в сочетании слов (живучая память, благодаря красоте жил Левитан, память осталась впечатлительная, весьма впечатлительная, память настигнула, получается необходимость, период канул);
  8. пропуск необходимого компонента словосочетания (поехать – куда?, посмотреть – на что?, подумать – о чём?; забыл – очём?);
  9. неправильное оформление указания на приблизительное количество (дворов двадцать – двадцать один);
  10. необоснованное использование противительного союза как средства межфразовой связи (Село было, в сущности, дворов двадцать – двадцать один. Но мы жили с краю);
  11. тавтология (период времени);
  12. необоснованная смена времён глаголов.

Упражнение 126

Данный отрывок представляет собой микротекст, в котором выделяется два сверхфразовых единства, соответствующих двум абзацам.

В тексте раскрывается единая микротема, которую можно сформулировать в виде заглавия «Касаткин и его отношение к жизни». Основную мысль автора можно сформулировать следующим образом: цель жизни Касаткина – «во всех делах, представлявшихся ему на пути, достигать совершенства и успеха, вызывающего похвалы и удивление людей».

В тексте есть зачин («С внешней стороны Касаткин казался самым обыкновенным молодым блестящим гвардейцем, делающим карьеру, но внутри его сложная и напряжённая работа»). Далее следует развитие основной мысли: раскрывается основная цель в жизни Касаткина – «достигать совершенства и успеха, вызывающего похвалы и удивление людей»; приводятся примеры такого отношения к жизни. Заканчивается тест концовкой, которая «перебрасывает мостик» к следующему межфразовому единству («Но это его положение не удовлетворяло его. Он привык быть первым, а в этом деле он далеко не был им»).

По тексту можно составить план:

  1. Стремление к совершенству и успеху как цель жизни Касаткина. Проявление этой цели в отношении Касаткина к науке, иностранным языкам, шахматам.
  2. Настойчивость в достижении цели как основная черта Касаткина. Проявление этого качества в карьере, самообразовании, светской жизни.
  3. Внутренняя неудовлетворенность как характерная черта Касаткина.

Тексту присущи такие средства межфразовой связи, как:

  1. предметная связь (Касаткин, гвардеец, он; жизнь, цель, успех);
  2. временная связь (во всех предложениях используются глаголы в прошедшем времени; события, относящиеся к одному периоду, отображаются с помощью глаголов несовершенного вида; последовательность событий передаётся с помощью глаголов совершенного вида; используются слова с временным значением – с самого его детства, потом, всегда и др.);
  3. порядок слов («новое» в предыдущем предложении становится «темой», «известным» в последующем предложении и перемещается из конца предложения в начало);
  4. замена существительных, прилагательных местоимениями (Касаткин – он, науки – они, цель – она и др.);
  5. использование слов одного предметного ряда (Касаткин, гвардеец, офицер; хвалили, ставили в пример и др.);
  6. неполные предложения (например: Но как только он достигал назначенной цели, так другая тотчас же вырастала в его сознании и сменяла прежнюю);
  7. повторы (работа, он, цель, отличиться и др.);
  8. сочинительные союзы (но);
  9. специальные текстовые скрепы (так, при выходе...; потом, почувствовав... и др.);
  10. красная строка.

Упражнение 127

  • а) тест-описание, в котором: 1) представление о предмете в целом даётся вначале; 2) даётся детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей; 3) структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом; 4) используются приёмы сравнения, противопоставления; 5) текст легко свёртывается; 6) используются типичные языковые средства: простые и сложные предложения с прямым порядком слов, составным именным сказуемым, с глагольными формами одновременного действия, с определительными характеристиками;
  • б) текст-рассуждение, в котором: 1) имеются тезис, аргументы и демонстрация; 2) используются размышления, умозаключения, пояснения; 3) смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности; 4) всё, не относящееся к доказательству, опускается; 5) используются типичные языковые средства: распространённые простые и сложные предложения с причастными оборотами, с обстоятельствами и обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели, с глаголами разных видовых форм;
  • в) текст-повествование, в котором: 1) соблюдается логическая последовательность; 2) подчёркивается динамизм, смена событий; 3) композиция хронологизирована; 4) используются типичные языковые средства: простые и сложные предложения с глагольным сказуемым совершенного вида, с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий, с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.

Упражнение 128

  • а) фактографическое описание, поскольку ему присуща сухость, отсутствие эмоциональной оценочности, полнота, чёткость, точность и последовательность. Расположение частей таково: общая характеристика предмета; его составные части; назначение;
  • б) творческое описание, поскольку содержит эмоциональный, эстетический, художественный элементы.

Упражнение 129

Все тексты относятся к описаниям, поскольку для них характерно: 1) представление о предмете в целом даётся в начале; 2) детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей; 3) структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом; 4) используются приёмы сравнения, противопоставления; 5) текст легко свёртывается; 6) используются типичные языковые средства: простые и сложные предложение с прямым порядком слов, составным именным сказуемым, с глагольными формами одновременного действия, с определительными характеристиками;

  • а) фактографическое описание, поскольку ему присуща сухость, отсутствие эмоциональной оценочности, полнота, чёткость, точность и последовательность. Расположение частей таково: общая характеристика; назначение предмета; его составные части;
  • б) творческое описание, поскольку содержит эмоциональный, эстетический, художественный элементы;
  • в) фактографическое описание, поскольку ему присуща сухость, отсутствие эмоциональной оценочности, полнота, чёткость, точность и последовательность. Расположение частей таково: общая характеристика; назначение предмета; его составные части;
  • г) творческое описание, поскольку содержит эмоциональный, эстетический, художественный элементы.

Упражнение 131

Все тексты могут быть отнесены к текстам-повествованиям. В них: 1) соблюдается логическая последовательность; 2) подчёркивается динамизм, смена событий; 3) композиция хронологизирована; 4) используются типичные языковые средства: простые и сложные предложения с глагольным сказуемым совершенного вида, с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий, с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.

  • а) объективированное, нейтральное повествование;
  • б) субъективное, пронизанное авторскими эмоциями повествование.

Упражнение 133

Данный текст относится к тексту-рассуждению. В нём: 1) имеются тезис, аргументы и демонстрация; 2) используются размышления, умозаключения, пояснения; 3)смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности; 4)всё, не относящееся к доказательству, опускается; 5) используются типичные языковые средства: распространённые простые и сложные предложения с причастными оборотами, с обстоятельствами и обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели, с глаголами разных видовых форм.

Компоненты риторического рассуждения – хрии:

  1. Приступ: Но чем же особенно замечателен, какое важное значение может иметь человек, целый век свой сочинявший песни и только в песнях показавший весь свой талант?
  2. Парафразис, или экспозиция: Такого рода вопрос могут предложить многие, потому что многие считают и вообще искусство пустым препровождением времени, прихотью, роскошью, не имеющей никакого существенного значения в жизни. Для того чтобы ответить на это предупреждение, нужно обратиться к самым началам, на которых основывается существование поэзии, и объяснить, в чём состоит существо её и в чём заключается большее или меньшее достоинство поэта;
  3. Причина, достаточная для доказательства тезиса: Поэзия основывается на нашем внутреннем чувстве, на влечении нашей души ко всему прекрасному, доброму и разумному;
  4. Противное, то есть указание на контраргументы: Поэтому её нет там, где участвует только какая-нибудь одна из этих сторон нашей духовной жизни, подавляя собою обе другие;
  5. Пример: Например, прекрасно сшитый фрак, как бы он ни был прекрасен, не заключает в себе ничего ни доброго, ни умного. Точно так – отдать в назначенный срок занятые деньги – дело доброе и честное, но оно не заключает в себе поэзии, потому что мы не видим в нём ни особенного умственного развития, ни изящества. Таблица умножения опять вещь очень умная, но нимало не поэтическая, так как ни красоты, ни добра, собственно, в ней мы не находим;
  6. Заключение: Таким образом – высшая поэзия состоит в полном слиянии этих трёх начал, и чем более поэтическое произведение приближается к этой полноте, тем оно лучше.

Упражнение 134

Данный текст относится к тексту-рассуждению. В нём: 1) имеются тезис, аргументы и демонстрация; 2) используются размышления, умозаключения, пояснения; 3) смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности; 4) всё, не относящееся к доказательству, опускается; 5) используются типичные языковые средства: распространённые простые и сложные предложения с причастными оборотами, с обстоятельствами и обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели, с глаголами разных видовых форм.

Упражнение 135

Все эти тексты относятся к текстам-рассуждениям, поскольку в них: 1) имеются тезис, аргументы и демонстрация; 2) используются размышления, умозаключения, пояснения; 3) смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности; 4) всё, не относящееся к доказательству, опускается; 5) используются типичные языковые средства: распространённые простые и сложные предложения с причастными оборотами, с обстоятельствами и обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели, с глаголами разных видовых форм.

  • а) научный стиль; его доминанта – понятийная точность, подчёркнутая логичность речи, почти отсутствуют эмоционально-экспрессивные средства, есть строгая последовательность изложения. Здесь встречаются термины (произведение, автор и др.), общенаучная лексика (история, повествование, описываемый, в частности и др.); преобладают существительные, причём в формах именительного и родительного падежа, абстрактные существительные среднего рода (событие, указание и др.); отсутствуют личные местоимения 1 и 2 лица единственного числа, а также глаголы в таких формах; преобладают глаголы несовершенного вида в настоящем времени (называет, обращается и др.); широко представлены указательные местоимения (эти, этих, это и др.); широко представлены пассивные конструкции и предложения (например: «Слово о полку Игореве» было создано вскоре после событий Игорева похода; Поэтому можно думать, что «Слово о полку Игореве» написано в 1187 году); нет неполных предложений; порядок слов прямой; большое число сложных и осложнённых предложений (например: Автор «Слова» обращается в своём произведении к современникам событий, которым эти события были хорошо известны);
  • б) научный стиль с элементами публицистического. Здесь встречаются термины (речь, литература, поэзия и др.), общенаучная лексика (значение, просвещение, существенный и др.); преобладают существительные, причём в формах именительного и родительного падежа, абстрактные существительные среднего рода (значение, просвещение и др.); отсутствуют личные местоимения 1 и 2 лица единственного числа (вместо формы я используется формы мы), а также глаголы в таких формах; широко представлены указательные местоимения (эти, этих, это и др.); нет неполных предложений; порядок слов прямой; большое число сложных и осложнённых предложений (например: Прежде того поэты русские в наёмном восторге воспевали по заказу иллюминации, праздники и другие события, о которых сами не имели никакого понятия и до которых целому народу не было никакого дела). Вместе с тем здесь достаточно частотны и экспрессивная лексика (огромно, очарованы, мощные, неслыханные и др.), метафоры (шутовское занятие, эфирный мир и др.), встречаются формы превосходной степени прилагательных (величайшая);
  • в) художественный стиль; основная функция – эстетическая; широкое использование экспрессивных средств.

Упражнение 137

  • а) текст-повествование с цепными связями. Способы выражения цепной связи: местоименные связи (например: комендант, Иван Игнатьевич, я, гарнизон – на нас; на площади – туда же); лексические повторы (например: комендант, нас); синонимические замены (например: комендант – Иван Кузмич; мятежники – злодеи).
  • б) текст-повествование с цепными связями. Способы выражения цепной связи: местоименные связи (например: заброшенный сад – туда; человек – ему); лексические повторы (например: Ермолай, птицу); синонимические замены (например: вальдшнеп – птицу, убитую – застреленную).
  • в) текст-повествование с цепными связями. Способы выражения цепной связи: местоименные связи (например: антирелигиозную – эту, поэму – ею); лексические повторы (например: поэма, Иисус, редактор, поэт); синонимические замены (например: поэт – Бездомный, Иисус – действующее лицо поэмы).

Упражнение 138

  • а) текст-описание с параллельной связью. Связанные по смыслу предложения имеют два основных субъекта (орловский мужик, калужский мужик); называются рядоположенные явления. Структура текста:
    • сначала следует зачин (Кому случалось из Болховского уезда перебираться в Жидринский, того, вероятно, поражала резкая разница между породою людей в орловской губернии и калужской породой);
    • затем следует серия предложений, раскрывающих эту мысль, причём синтаксическими признаками данных предложений являются: параллелизм их структуры (например: Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм... – калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, лицом чист и бел); единство форм выражения сказуемых (глаголы-сказуемые стоят в форме настоящего времени);
  • б) текст-рассуждение с параллельной связью. Связанные по смыслу предложения имеют один основной субъект (песня); называются рядоположенные явления. Структура текста:
    • сначала следует зачин (Какую оперу можно составить из наших национальных мотивов! Покажите мне народ, у которого бы больше было песен);
    • затем следует серия предложений, раскрывающих эту мысль, причём синтаксическими признаками данных предложений являются: параллелизм их структуры (например: Под песни рубятся из сосновых брёвен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек); единство форм выражения сказуемых (глаголы-сказуемые стоят в форме настоящего времени);
    • концовка, содержащая вывод (кольцевая композиция) (У нас ли не из чего составить своей оперы?);
  • в) текст-описание с параллельной связью. Связанные по смыслу предложения имеют основной субъект (весна); называются рядоположенные явления. Структура текста:
    • сначала следует зачин (Это утро, радость эта);
    • затем следует серия предложений, раскрывающих эту мысль, причём синтаксическими признаками данных предложений являются: параллелизм их структуры (например: Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод); единство форм выражения сказуемых (основная часть предложений – назывные односоставные, действие в которых относится к настоящему времени).

Упражнение 139

Текст-рассуждение с элементами описания и повествования.

В тексте наблюдается присоединительная связь, то есть такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению (например: Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью).

В тексте обнаруживается и параллельная связь: связанные по смыслу предложения имеют основной субъект (станционный смотритель); называются рядоположенные явления, выраженные параллельными синтаксическими конструкциями (Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитал их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам?); затем следует серия предложений, раскрывающих эту мысль с параллельными конструкциями и сказуемыми в настоящем времени.

В конце текста обнаруживается цепная связь, свойственная повествованию. Способы выражения цепной связи: местоименные связи (смотритель – ему); лексические повторы (генерал); неполные предложения (Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдает ему последние тройки, в том числе курьерскую); глаголы-сказуемые выражены в основном формами простого будущего времени глаголов несовершенного и совершенного вида.

Упражнение 140

Данный текст можно отнести к сложному синтаксическому целому, поскольку:

  • а) здесь раскрывается единая микротема, которую можно сформулировать в виде заглавия: «Нищий»;
  • б) есть основная мысль: все люди едины (братья) и могут поддержать друг друга (и я получил подаяние от моего брата);
  • в) имеется зачин (Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик);
  • г) далее следует развитие мысли (перечисляется ряд следующих друг за другом событий встречи рассказчика с нищим);
  • д) имеется концовка (Я понял, что и я получил подаяние от моего брата);
  • е) каждое следующее предложение как бы отвечает на вопрос, возникающий при чтении предыдущего предложения;
  • ж) тексту присущи такие средства межфразовой связи, как:
    1. предметная связь (я, нищий);
    2. временная связь (в предложениях преобладают глаголы в прошедшем времени);
    3. пространственная связь (на улице);
    4. порядок слов («новое» в предыдущем предложении становится «темой», «известным» в последующем предложении и перемещается из конца предложения в начало; кроме того, здесь есть инверсия, которая выполняет экспрессивную функцию);
    5. повторы (нищий, старик и др.);
    6. местоименные замены (нищий – он и др.);
    7. синонимичные замены (старик – нищий и др.);
    8. сочинительные союзы (а);
    9. красная строка.

Это текст-повествование с элементами описания (воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны). Как текст-повествование содержит рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи. При этом соблюдается логическая последовательность; подчёркивается динамизм, смена событий; композиция хронологизирована. В тексте преобладают простые и сложные предложения с глаголами-сказуемыми совершенного вида в прошедшем времени: это подчёркивает смену событий (остановил, стал шарить, не взял и др.); при описании событий одного периода используются глаголы несовершенного вида в прошедшем времени (протягивал, стонал и др.).

В тексте преобладает цепная связь. Способы её выражения: местоименные связи (например: нищий – он, его рука, эту руку, его губы); лексические повторы (например: я, он, нищий, руку, глаза, губы, брат); синонимические замены (например: нищий, дряхлый старик, несчастное существо).

В тексте обнаруживается параллельная связь, выраженная цепочкой назывных предложений с согласованными определениями (воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны), которые относятся к описанию одного субъекта – нищего.

В тексте есть присоединительная связь, то есть такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению (например: Воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!; Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою).