В вашей корзине: 0 тов.
оформить | очистить
Отдел сбыта: +7 (8453) 76-35-48
+7 (8453) 76-35-49
Не определен

Репетилов и Анфиса Ниловна. Характеристика героев

/А.А. Григорьев. По поводу нового издания старой вещи. "Горе от ума". СПб. 1862/

 

Кругом Чацкого, человека дела, кроме среды застоя, есть еще множество людей, подобных Репетилову, для которых дело — только "слова, слова, слова" и которых, между прочим, тянет к себе блестящая сторона дела.

Несмотря на то что Репетилов является только в конце, в сцене разъезда, — он, после Чацкого, вместе с Фамусовым и Софьей — одно из главных лиц комедии.

В новом полном издании "Горя от ума" он теперь для всех мечется в глаза своей комическою рельефностью, своим рассказом о "секретнейшем союзе" по четвергам в клубе, своею важностью перед Загорецким после того, как он поговорил с Чацким и считает себя вправе выразиться: "он неглуп", — о нем, настоящем человеке дела; он мечется в глаза, наконец, своим либеральным азартом, простирающимся до желаний "радикального лекарства". Репетилова нельзя играть так, как играют его вообще наши артисты, — каким-то пьяным, сладким и распустившимся барином. У Репетилова, как у одного из его идеалов,

	Глаза в крови, лицо горит... — 
	он восторгается до исступленного пафоса тем, что
	умный человек не может быть не плутом.

Он наговаривает на себя множество вещей, вследствие которых "есть отчего в отчаянье прийти", по выражению Чацкого, не по пустоте одной, а потому, что его разгоряченное воображение полно самыми дикими идеалами. Он ведь человек хоть понаслышке образованный. <...> Да и один ли он так бы смирился! Разве все его идеалы, разве и князь Григорий, и Удушьев, и даже Воркулов Евдоким не смирились бы точно так же? Не смирился бы, может быть, только "ночной разбойник, дуплист", — да и то потому, что он уже

	В Камчатку сослан был, вернулся алеутом, —

потому что он отпетый сорванец, и притом сорванец удалой, в противоположность сорванцу трусливому — Загорецкому.

Да и как не смириться? Ведь Анфиса Ниловна — это сила, и притом сознающая сама себя силою. Она "спорить голосиста", ибо уверена в том, что не в пустом пространстве исчезнет ее голос, что перед этим голосом смирится даже Фамусов, что она имеет право назвать трехсаженным удальцом даже полковника Скалозуба. Ведь она, эта Анфиса Ниловна, — Москва, вся Москва; она своего рода "мужик-горлан"; она в иных случаях, пожалуй, оппозиция, хотя, конечно, оппозиция такого же свойства, какую рисует Фамусов, рассказывая с умилением о старичках, которые

	Прямые канцлеры в отставке по уму... — 
	и с убеждением заключая свой рассказ словами:
	Я вам скажу: знать, время не приспело, 
	Но что без них не обойдется дело...

Как же не смириться перед Анфисой Ниловной им всем, пустым крикунам, которым Чацкий говорит:

	Шумите вы — и только!

Ведь Анфиса Ниловна всех их знает насквозь и, я думаю, в состоянии даже и отпетому сорванцу читать наставления.

Что же, спрашивается, остается делать человеку, если он не разбит и не подорван, как Гамлет, если в нем кипят силы, если он человек в этой темной среде? Ведь это мифические острова, на которых растет "трынь-трава"; ведь тут заправляет жизнью Анфиса Ниловна, тут женщина видит свой идеал в Молчалине, тут Загорецкий является совершенно смело и свободно, тут Фамусов на мах подписывает бумаги!..

Темный, грязный мир тины, в котором герой или гибнет трагически, или попадет в комическое положение! <...>

 


Читайте также другие статьи критиков о комедии "Горе от ума":

А.А. Григорьев. По поводу нового издания старой вещи. "Горе от ума"

И.А. Гончаров

В. Белинский. "Горе от ума". Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова

В.А. Ушаков. Московский бал. Третье действие из комедии "Горе от ума"

Афоризмы, крылатые слова и выражения в комедии Грибоедова "Горе от ума"