В вашей корзине: 0 тов.
оформить | очистить
Отдел сбыта: +7 (8453) 76-35-48
+7 (8453) 76-35-49
Не определен

Неоткрытая Америка. Устная литература коренных американцев

Из временной перспективы сегодняшнего дня куда более отчетливо, чем в раннюю эпоху, просматривается доколумбово наследие материка — самобытная индейская культура, целый мир, подчиняющийся особым законам и доносящий из глуби тысячелетий неповторимое свежее дыхание Америки изначальной. Задолго до появления на континенте белого человека там существовала и развивалась исключительно давняя и глубоко укорененная культурная традиция: миф, ритуал, сказка, песенный фольклор. Более 20 тысяч лет, по сравнению с которыми какие-то пять веков европейского влияния кажутся каплей в море, исконные американцы создавали не только песни и сказки, но и то, что они называли "историями" и передавали из поколения в поколение практически в неизменном виде. Это было возможно благодаря очень сложному для непосвященного, тысячелетиями отработанному процессу рассказывания, который включал целую систему предметных и графических заметок: петроглифов, зарубок на дереве и т.д. Очевидно, что это был не просто фольклор, также весьма развитый у коренных американцев, а некая "устная литература", имевшая дело с фиксированными текстами. Практически каждое из невероятного множества индейских племен, некогда населявших Америку, имело свою "историю".

Ряд "текстов" был навсегда утрачен в результате колонизации, которая стерла с лица Земли многие племена. Еще ряд был утрачен в результате ревностной христианизации "дикарей", которая подрывала самые основы образа жизни коренных американцев и разрушала традиционные способы запоминания "историй". Однако традиция, пусть и в усеченном виде, продолжала существовать. По секрету от белых, как некое "тайное знание", она передавалась из поколения в поколение. Правда, позднее, в период, вошедший в американскую историю как эпоха "исчезающей расы" (с 1880-х до 1940-х), сами же индейцы стали активно пропагандировать свою историю, культуру и свою устную литературу — чтобы уберечь их от уничтожения. Одна за другой выходили антропологические, фольклористические и историографические работы Уильяма Джонса (из племени Лис), Эммы Делориа (из племени Сиу), Уильяма Моргана (Навахо) и др. Сохранение "устной литературы" сделало возможным расцвет художественного творчества коренных американцев в современный период, когда с "индейскости" был снят запрет.

 


► Читайте также другие статьи раздела "Литература XVII века":

 Перейти к оглавлению книги "Американская литература"