В вашей корзине: 0 тов.
оформить | очистить
Отдел сбыта: +7 (8453) 76-35-48
+7 (8453) 76-35-49
Не определен

Тоска по воле

В своей поэзии Кольцов не идеализирует патриархальный крестьянский быт, старину, в его стихотворениях мы не найдем и воспевания смирения или покорности крестьянина. Тяжелые будни современной жизни находят отражение в поэзии Кольцова. Его герои стремятся к счастью, тяжелы их душевные муки. Счастье немыслимо без свободы.

Кольцов редко употребляет в своих стихах слово «свобода», чаще он пользуется другим – «воля»: «дай мне волю», «дай волюшку», «буйная воля».

Тоска по воле – своеобразный протест в поэзии Кольцова, и эти бунтарские настроения нарастают в его поэзии. В 1833 г. он пишет песню «Удалец». Герой песни – «молодец разудалый» мечтает о собственном пути:

Если б молодцу
Ночь да добрый конь,
Да булатный нож,
Да темны леса!

...

Стану в тех лесах
Вольной волей жить...

...

С кем дорогою
Сойдусь, съедусь ли,
Всякий молодцу
Шапку до земли!

Вторая половина стихотворения не была пропущена по цензурным соображениям, хотя о социальном протесте, взрыве в этой песне и речи не было.

Из двух путей герой выбирает  служение царю и отечеству:

Лучше ж воином
За царев закон,
За крещеный мир
Сложить голову!

Тема «Деревенской беды» (1838) – любовь бедного парня к крестьянской девушке, которую просватал за своего сына староста (опять староста! – вспомним «Косаря»):

Тошно, грустно было на сердце,
Как он с нею вдоль по улице
Что есть духу поскакал – злодей! –
К своему двору широкому.

Герой тяжело переживает неудачную любовь, он весь во власти охватившего его чувства. Когда Кольцов говорит о горе, отчаянии человека, там его поэзия доходит до высокого, «там обнаруживает она страшную силу выражения, поразительное могущество образов».

Да как гляну, против зорюшки,
На ее глаза – бровь черную...
Альни пот с лица посыпится,
Альни в грудь душа застукает,
Месяц в облака закроется,
Звезды мелкие попрячутся.

Не стерпев обиды, герой поджигает дом счастливого соперника:

Альни дым пошел под облаки,
Альни пламя закрутилося,
По соседям – через улицу –
На мою избушку бросилось.

Где стоял его богатый дом,
Где была избушка бедная, –
Утром все с землей сровнялося,
Только уголья чернелися...

Гневный протест героя носит все-таки социальный характер, хотя это и не протест против социального неравенства.

Не случайно в своем творчестве Кольцов обращается и к образу Стеньки Разина – символу народной вольности. А одно из лучших стихотворений Кольцова так и называется «Тоска по воле» (1839):

Загрустила, запечалилась
Моя буйная головушка;
Ясны очи – соколиные –
Не хотят смотреть на белый свет.

Тяжело жить дома с бедностью;
Даром хлеб сбирать под окнами;
Тяжелей того в чужих людях
Быть в неволе, в одиночестве.

Дни проходят здесь без солнушка;
Ночи темные – без месяца;
Бури страшные, громовые,
Удалой души не радуют.

Герой не может и не хочет бороться с бедами в одиночку:

Где ж друзья мои – товарищи?
Куда делись? разлетелися?
Иль не хочут дать мне помочи?
Или голос мой разносит ветр?

Но герою нужна «помочь» не в обычном крестьянском труде. Его требования иные. Герой Кольцова – мужественный и сильный человек. Он вспоминает прежние дни. Его товарищи – «соколья, орлы могучие»:

Все в один круг собираются,
Погулять ночь – пороскошничать.

Образ сокола в поэтическом восприятии Кольцова стал устойчивым символом вольности и протеста, свободолюбия и независимости, молодечества и лихости. «Духи неба, дайте мне // Крылья сокола скорей», – напишет поэт в одном из своих ранних стихотворений «Исступление» (1832). А народный герой – Разин – «На край света летал соколом». Или в «Песне сокола» (1840):

Иль у сокола крылья связаны,
Иль пути ему все заказаны?

Образ сокола – это стремление вырваться из установившегося порядка повседневности, это и своебразный порыв к лихой свободной жизни. В стихотворении «Путь» (1839) Кольцов скажет:

Да на путь – по душе –
Крепкой воли мне нет,
Чтоб в чужой стороне
На людей поглядеть;

Чтоб порой пред бедой
За себя постоять,
Под грозой роковой
Назад шагу не дать

И чтоб с горем в пиру
Быть с веселым лицом;
На погибель идти –
Песни петь соловьем!

И это смелые и мужественные мысли человека, крепко связанного нерасторжимыми путами, порождали в лирике Кольцова противоречивые настроения; стремление к свободе и понимание того, что подобный порыв безысходен, не приведет ни к чему; «крепкой воли мне нет», – подчеркивает поэт. Но мечта о воле – сильнее всех преград.

 


 Читайте также другие статьи о творчестве А.В. Кольцова:

 Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века