В вашей корзине: 0 тов.
оформить | очистить
Отдел сбыта: +7 (8453) 76-35-48
+7 (8453) 76-35-49
Не определен

Анализ элегии «Осень»

Основной мотив элегии Кюхельбекера «Осень» (1816) – традиционен – это сетование на быстротечную молодость, печаль ранних разочарований; образ лирического героя статичен. В нем слабо проступают живые черты конкретной личности. Это юный поэт, погруженный в элегические мечтания, не свойственные его возрасту, в меланхолические сетования, которым, возможно, и сам не верит:

Ветер протек по вершинам дерев; дерева

зашатались –

Лист под ногою шумит; по синему озеру лебедь

Уединенный плывет; на холмах и в гулкой долине

Смолкнули птицы.

Солнце, чуть выглянув, скроется тотчас:

луч его хладен.

Все запустело вокруг. Уже отголосок не вторит

Песней жнецов; по дороге звенит колокольчик

унылый;

Дым в отдаленьи.

Путник, закутанный в плащ, спешит к молчаливой

деревне.

Я одинокий брожу. К тебе прибегаю, Природа!

Матерь, в объятья твои! согрей, о согрей мое сердце,

Нежная матерь!

Рано для юноши осень настала. – Слезу сожаленья,

Други! я умер душою: нет уже прежних восторгов,

Нет и сладостных прежних страданий –

всюду безмолвье,

Холод могилы!

В образе лирического героя поэт акцентирует мотив одиночества и тоски: «Рано для юноши осень настала»; характерны и прилагательные «одинокий», «уединенный». Это и традиционные для «унылых» элегий прощание с уходящей молодостью (поэту 19 лет!). Пейзаж столь же мрачен, как и «одинокий» герой: «все запустело», «всюду безмолвье», «молчаливые деревни».

В стихотворении обращает на себя внимание ассонанс на «у» (в сочетании с согласными «г», «п», «ж»). Впервые введенный в минорной тональности в поэзии Жуковского, он придает элегии выражение печали и тоски:

Солнце, чУть выглянУв, скроется тотчас:

лУч его хладен.

Все запУстело вокрУг. Уже отголосок не вторит...

Стихотворение богато изобразительными деталями: многократная анафора: «Согрей, согрей мое сердце»; аллитерации: «неТ сладоСТи прежних СТраданий», аллитерация, осложненная ассонансом: «ВЕтер протек по ВЕршинам дерЕВ; дерЕВа зашатались...».

Плавность и мелодичность стиха поддерживается в начале элегии аллитерацией на «Л» и на «М»:

...Лебедь

Уединенный пЛывет; на хоЛМах и в гуЛкой доЛине

СмоЛкнуЛи птицы.

Вообще поэзия Кюхельбекера тяготеет к поэтическим тропам (особенно эпитетам и метафорам, к такому приему художественного изображения, как олицетворение). В лицейских элегиях Кюхельбекера еще много от книжной традиции, от школы Жуковского и Баратынского, но в них есть и подлинное чувство. Даже в особой унылости осеннего пейзажа чувствуется то настроение печали и одиночества, которое овладевало лицеистами, когда в октябре Царское Село покидали жители Северной столицы, и в Царском оставались лишь воспитанники Лицея («колокольчик унылый» – это уже реалистическая черта повседневной жизни).

 


 Читайте также другие статьи о жизни и творчестве В.К. Кюхельбекера:

 Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века