В вашей корзине: 0 тов.
оформить | очистить
Отдел сбыта: +7 (8453) 76-35-48
+7 (8453) 76-35-49
Не определен

Агитационные песни

Среди поэтического творчества Рылеева особенное место занимают «агитационные песни», написанные совместно с А.А. Бестужевым-Марлинским. Они были написаны по мотивам широко известных песен и романсов, что обеспечивало их особую популярность. Обратимся к одной из них – переделке романса Ю.А. Нелединского-Мелецкого «Ах, тошно мне».

Рылеев
 
Нелединский-Мелецкий
 

Ах, тошно мне

И в родной стороне:

Все в неволе,

В тяжкой доле,

Видно, век вековать.       

Ох! Тошно мне

На чужой стороне,

Все постыло,

Все уныло:

Друга милого нет.

 

Сохраняя стихотворный размер сентиментального романса, Рылеев наполняет свою песню новым содержанием («тошно и в родной стороне»).

Рылеев
 
Нелединский-Мелецкий
 

Долго ль русский народ

Будет рухлядью господ,

И людями,

Как скотами

Долго ль будут торговать?       

Милого нет!

Не глядела б на свет.

Что, бывало,

Утешало,

О том плачу теперь.

 

Лирической героине Нелединского-Мелецкого и ее тоске о «друге милом» Рылеев противопоставляет все неприглядные стороны российской действительности. Дворянство, барство, земские суды, приходские попы, финансовая система, кабаки – все, с чем приходится сталкиваться крепостным крестьянам (которых сравнивают с «рухлядью». Согласно «Толковому словарю» В.И. Даля «рухлядь – добро, пожитки, скарб»):

По две шкуры с нас дерут

Мы посеем – они жнут.

...

А уж правды нигде

Не ищи, мужик, в суде,

Без синюхи

Судьи глухи,

Без вины ты виноват.

Но Рылеев заставляет крестьян увидеть несправедливость, которая нисходит с самого верха:

Нас поборами царь

Иссушил, как сухарь:

То дороги,

То налоги,

Разорили нас вконец.

Создавая свое стихотворение в духе народной песни, Рылеев сознательно избегает архаичной лексики, а также простонародной грубости языка. Последнее пятистишие составлено из пословиц и поговорок:

А до бога высоко,

До царя далеко,

Да мы сами

Ведь с усами,

Так мотай себе на ус.

В этом стихотворении нет призыва к бунту (как в песне «Как идет кузнец из кузницы, слава!»). Еще звучит вера в таящиеся в народе силы, в лучшее будущее, которое непременно настанет.

 


 Читайте также другие статьи о жизни и творчестве К.Ф. Рылеева:

 Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века