В вашей корзине: 0 тов.
оформить | очистить
Отдел сбыта: +7 (8453) 76-35-48
+7 (8453) 76-35-49
Не определен

Словарь терминов по древнерусской литературе

Апокрифы

Это сочинения, которые повествуют о лицах и событиях священной истории, однако они далеки от канонического текста библейских книг и носят характер легендарных повествований. Апокрифы были известны на Руси с момента возникновения письменности. Поэтому они пользовались популярностью у древнерусского читателя, а ревностными борцами с ними становились образованнейшие книжники, стремившиеся четко разграничить эти «отреченные» книги и Священное Писание.

Беллетристика

Этот термин используется в разных значениях: в широком смысле беллетристика — это художественная литература, в более узком — повествовательная проза. Беллетристика рассматривается также в качестве звена массовой литературы, а то и отождествляется с ней.

«Домострой»

Это памятник русской литературы XVI века, свод житейских правил и наставлений. Отражает принципы патриархального быта, известен предписанием строгости домашнего уклада. «Домострой» опирается на литературные традиции («Поучение Владимира Мономаха»), встречаются в тексте элементы бытоописания.

Памятник состоит из трех частей: о поклонении церкви и царской власти, о «мирском строении» (отношениях внутри семьи), о «домовом строении» (хозяйстве).

Ермолай-Еразм

Русский мыслитель, писатель, член кружка книжников митрополита Макария, протопоп одной из кремлевских церквей в Москве. Ермолай в монашестве получил имя Еразм. Обличал стяжательство, предлагал реформу финансового обложения и землеустройства для улучшения положения крестьян. По поручению митрополита Макария составил ряд сборников церковных произведений.

Самое известное произведение Ермолая-Еразма — «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная на основе устных муромских легенд. Повесть неоднократно привлекала к себе внимание художников нового времени: например, на основе ее сюжета созданы опера «Сказание о невидимом граде Китеже и мудрой деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова (1904), рассказы «Чистый понедельник» И.А. Бунина (1944), «О Петре и Февронии Муромских» А.М. Ремизова (1951, опубликовано в 1971).

Жития святых

Жития святых, или агиография. Жизнеописание включает краткое предисловие составителя, основную биографическую часть и краткую похвалу.

Биографическая часть дает представление о происхождении героя, его благочестивом детстве, аскетических подвигах и благочестивой кончине.

На Руси агиография стала широко распространяться с принятием христианства. Среди переводных византийских житий особую популярность приобрели жизнеописания Алексея, человека Божия, святителя Николая и святого великомученика Георгия, более известного на Руси под именем Георгия Победоносца. Уже в XI веке начинают создаваться оригинальные жития мучеников Бориса и Глеба, преподобного Феодосия Печерского, создаются жизнеописания князей.

На рубеже XIV–XV веков развитие жанра связано с именами Епифания Премудрого и Пахомия Логофета. В XVII веке житие теряет свои канонические формы и в творчестве протопопа Аввакума превращается в автобиографию-исповедь.

Исповедь

Произведение, в котором повествование ведется от первого лица, причем рассказчик (сам автор или его герой) пускает читателя в самые сокровенные глубины собственной духовной жизни. К жанру исповеди примыкают дневники, записки, автобиография («Житие протопопа Аввакума»).

История изучения памятников древнерусской литературы

Собирание и публикация памятников древнерусской письменности начинается еще в XVIII веке. Их изучением занимаются в это время В.Н. Татищев, Г. Миллер, А. Шлецер. Значительный вклад вносит в историю изучения древнерусской литературы Н.И. Новиков. Ему принадлежит «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772), в котором были собраны сведения о жизни и творчестве более трехсот писателей XI–XVIII веков.

К 1800 году относится публикация «Слова о полку Игореве». На основе изучения рукописных источников создавалась «История государства Российского» Н.М. Карамзина.

Большой вклад в изучение памятников древнерусской письменности в первой трети XIX века внес кружок графа Н.П. Румянцева. Члены румянцевского кружка опубликовали ряд ценных научных материалов.

В конце 30-х годов XIX века начинается публикация полного собрания русских летописей, агиографических памятников, «Великих Четьих-Миней» митрополита Макария.

В 40-е годы XIX века возникают «Общество истории и древностей российских» при Московском университете и «Общество любителей древней письменности» в Петербурге, которые издают серии «Памятники древней письменности» и «Русская историческая библиотека».

Популяризации произведений древней литературы и русского фольклора способствовала публикация И.П. Сахаровым «Сказаний русского народа».

Систематическое изучение древнерусской литературы начинается с середины XIX века и связано с именами таких выдающихся ученых, как Ф.И. Буслаев, Н.С. Тихонравов, А.Н. Веселовский, А.А. Шахматов.

К исследованию древнерусской литературы обратился в своих трудах и А.Н. Пыпин. Ученого привлекали старинные повести, апокрифы, русские сказки. Итог многолетних трудов А.Н. Пыпин подвел в четырехтомной «Истории русской литературы», первое издание которой вышло в 1898–1899 годах (первые два тома были посвящены древнерусской литературе).

Огромный вклад в отечественную филологическую науку был внесен академиком А.Н. Веселовским, который уделял большое внимание вопросам взаимосвязи литературы и фольклора.

В начале XX века в двух частях были изданы исследования в области древней литературы академика П.Н. Сакулина «Русская литература» (1929). Первая часть была посвящена литературе XI–XVII веков.

Неоценимое значение для разработки научной истории древнерусской литературы имели труды академиков А.С. Орлова и Н.К. Гудзия: «Древняя русская литература XI–XVI веков. Курс лекций» (А.С. Орлов) и «История древней русской литературы» (Н.К. Гудзий).

Большой вклад в изучение специфики древнерусской литературы внесли В.П. Адрианова-Перетц, Н.К. Гудзий, О.А. Державина, Л.А. Дмитриев, И.П. Еремин, В.Д. Кузьмина, В.Ф. Ржига.

Выдающуюся роль в развитии проблем древней литературы сыграл академик Д.С. Лихачев. Его книги «Человек в литературе Древней Руси», «Поэтика древнерусской литературы», «Развитие русской литературы Х–XVII веков» имеют принципиально важное значение в постановке и решении как теоретических, так и историко-литературных проблем, связанных не только с древней, но и новой литературой.

В настоящее время благодаря работе сотрудников Института русской литературы РАН (Пушкинский дом) и ИМЛИ им. М. Горького литературоведение достигло больших успехов в изучении древней литературы.

«Киево-Печерский патерик»

Патерики — особая разновидность агиографической литературы, в которой давалось не все жизнеописание какого-либо монаха, а лишь наиболее важные подвиги или события его жизни.

О популярности патериков на Руси свидетельствует создание «Киево-Печерского патерика».

Это сборник рассказов о жизни монахов Киево-Печерского монастыря (основан в 1051 году). В XIII веке на основе переписки епископа Владимирского Симона и инока Киево-Печерского монастыря Поликарпа формируется патерик, состоящий из рассказов о жизни монахов.

Большинство рассказов патерика остросюжетны, в них силен элемент чудесного, сказочного, рассказывается о борьбе монахов с бесами, которые принимают разнообразные обличья: собаки, монаха, даже ангела. Это сочетается с яркими описаниями реальной и бытовой жизни монастыря и Киева той эпохи. В повествование включаются люди самых разных сословий: слуги, купцы, воины, бояре, князья. В XIX веке художественные достоинства «Киево-Печерского патерика» высоко ценили А.С. Пушкин, Н.С. Лесков и Л.Н. Толстой.

Красноречие Древней Руси

Красноречие — область творчества, характерная для древнейшего периода развития отечественной литературы. Расцвет жанра приходится на XII век, в последующие эпохи красноречие как жанр утрачивает свое значение. В XI–XII веках ораторские жанры занимают центральное место в литературе. Памятники красноречия Киевской Руси по содержанию и по форме делятся на памятники дидактического и эпидиктического (торжественного) красноречия.

Красноречие дидактическое преследовало практические цели непосредственного назидания, передачи информации, полемики. Такие произведения назывались в Древней Руси «поучениями» или «беседами». Они обычно невелики по объему, часто лишены каких-либо риторических украшений, написаны на общедоступном, разговорном древнерусском языке (например, «Поучение Владимира Мономаха»).

Красноречие эпидиктическое, или торжественное, — особый род красноречия. В отличие от поучений и бесед произведения этого рода обозначали обычно термином «слово». Оно составлялось в соответствии с правилами, установленными литературной традицией — многовековым опытом византийского и античного эпидиктического красноречия (например, произведения Кирилла Туровского).

Летописи

Это памятники исторической письменности и литературы Древней Руси. Повествование в них велось в хронологической последовательности по годам. Летописи создавались не одним человеком. Составители включали в свои тексты и материалы других летописцев, давали им свою оценку, сопровождали своими дополнениями. Поэтому летопись была сводом разнородных по жанрам материалов. В нее входили тексты погодных записей, а также воинские повести, житийные повествования, устные исторические предания, материалы из княжеских архивов. По определению Д.С. Лихачева, летопись относится к числу «объединяющих жанров».

Древнейшими летописными сводами являются Лаврентьевская и Ипатьевская летописи. Лаврентьевская получила свое название по имени монаха Лаврентия, переписавшего ее в 1377 году по заказу нижегородско-суздальского князя Дмитрия Константиновича. Ипатьевская названа по Ипатьевскому монастырю в Костроме.

Макарий

Макарий (1482–1563) — митрополит Московский и Всея Руси, выдающийся представитель русской иерархии. Принял постриг и получил монашеское воспитание в Пафнутиевом Боровском монастыре. В 1542 Макарий стал митрополитом Московским. При нем в Москве была основана первая типография. В год смерти митрополита в ней напечатали первую книгу — Апостол.

С именем Макария связано издание «Великих Четьих- Миней» и «Степенной книги». Еще в бытность свою архиепископом новгородским Макарий поставил задачу собрать все «чтомые книги, яже в Русской земле обретаются». Над изданием Миней Макарий работал 12 лет в Новгороде и в 1541 году подарил его Софийскому собору. В 1552 была закончена новая редакция. Этот более полный список, состоящий из 12 книг, Макарий принес в дар Успенскому собору.

Монастырь

Так называется община монахов или монахинь, принимающая единые правила жизни (устав). Монастыри появляются с развитием монашества. Монахи селились по отдельным кельям, известное количество которых составляло лавру. В лавре было общее место для трапезы и иных собраний.

Во главе монастыря стоял особый начальник — игумен, который, в свою очередь, подчинялся начальнику главного монастыря — архимандриту. Все грамотные монахи по выслуге лет возводились в сан иеродьякона или иеромонаха. Хозяйственной частью монастыря ведал келарь.

Первые монастыри на Руси появились в XI столетии. Часто в основании монастырей участвовали князья, правители городов, и в дальнейшем эти монастыри находились на их попечении.

Важную роль в судьбах русской культуры сыграли Киево-Печерский (XI век), Троице-Сергиев (XIV век), Кирилло-Белозерский (XIV век), Преображенский Соловецкий (XV век), Пафнутиев-Боровский (XV век) монастыри.

Киево-Печерский монастырь основан в середине XI века монахами Антонием и Феодосием.

Ансамбль монастыря состоит из Верхней лавры, Ближних и Дальних пещер. По словам летописца, первые монахи обосновались на дальнем холме, позже получившем название Дальних пещер. Первый храм монастыря — церковь Богородицы, так же, как и монашеские кельи, был устроен в пещерах под землей.

Когда число монахов общины возросло, кельи появились и на территории так называемых Ближних пещер, находящихся под холмом, на юге от с. Берестово. Позже они получили название Верхней Лавры, где, вероятно, была построена деревянная церковь Успения.

Закладка каменного Успенского собора состоялась в 1073 году, строительство развернулось к 1075 году, украшение собора росписями и мозаикой продолжалось до его освящения в 1089 году. Три пары столпов делили его в продольном и поперечном отношении на три нефа и несли купол и полуциркульные своды над боковыми нефами. В западной части храма находился притвор, над которым располагались хоры. Собор был построен из плинфы (широкого и плоского обожженного кирпича) и камней способом смешанной кладки. Он имел важное значение, связывая в одну архитектурно-пространственную композицию отдельные части монастыря.

В 1230 году собор пострадал, но вскоре был восстановлен и с тех пор неоднократно перестраивался. Иконостас 1579 года сгорел и в 1723–1729 годах был выполнен новый в стиле барокко. В 1941 году во время Отечественной войны собор был разрушен.

Еще в 1108 году было закончено строительство каменных ворот монастыря с надвратной Троицкой церковью и трапезной. Позже эти здания неоднократно перестраивались.

Киево-Печерская лавра сыграла важную роль в культурной жизни Руси. В ней создавалась «Повесть временных лет», переписывались такие книги, как «Толковое евангелие» (1434), «Лествица» (1455), «Златоструй» (1474). В монастыре была создана Лаврская типография, деятельность которой имела большое значение для развития русской культуры. С 1631 года при монастыре была открыта школа, получившая название «Лаврская».

Нестор

Древнерусский писатель, летописец, агиограф, монах Киево-Печерского монастыря. Нестор жил на рубеже XI–XII веков.

Предполагают, что Нестор пришел в Киево-Печерский монастырь еще юношей, 17 лет от роду, был пострижен при игумене Стефане (1074–1078) и возведен в «диаконский сан». В 1091 году ему было поручено открыть мощи преподобного Феодосия. Умер Нестор около 1114 года. Других сведений о нем не сохранилось.

Считается, что Нестор составил «Повесть временных лет». Он также являлся автором «Сказания о Борисе и Глебе» и «Жития Феодосия Печерского», которое написано около 1088 года и считается образцом летописной биографии святого. Житие богато сведениями о Киево-Печерской обители и исторических личностях, живших в ней.

Никон

Никон (1605–1681) — патриарх Московский и Всея Руси с 1652 года, церковный деятель.

В 1653 году Никон провел церковную реформу, связанную с изменением обрядности. Он заменил двоеперстное крестное знамение троеперстным, земные поклоны — поясными, а также предпринял исправление богослужебных книг по греческим образцам. Никоновские реформы, объективно укреплявшие царскую власть, вызвали появление старообрядчества. Сторонники старообрядчества были сосланы в отдаленные области.

Никон был человеком просвещенным и книжным. Он основал Патриаршую библиотеку. Значительное влияние на культуру оказали не только его реформы, но и печатание новых изданий священных и богослужебных книг.

Никон (Великий)

Никон — игумен Киево-Печерского монастыря, летописец. Нестор в «Житии Феодосия Печерского» называет его «Великим». Сведения о Никоне содержатся в «Повести временных лет» и в «Киево-Печерском патерике». Никон обладал незаурядным талантом писателя, активно участвовал в политической жизни страны.

С 1078 года был игуменом Киево-Печерского монастыря. Предполагают, что во время его игуменства начал в монастыре свою книжную деятельность Нестор. Некоторые исследователи выдвигают гипотезу, что Никон был составителем второго Киево-Печерского летописного свода. Возможно, что именно Никон впервые начал располагать исторические события в летописи по годам.

Повесть

В Древней Руси повестью называли летописные своды («Повесть временных лет»), жития (повесть о житии...), сказания («Сказание о Борисе и Глебе»). В средневековой литературе повесть – это повествование, в которое входят произведения одного или разных жанров. Известны переводные и воинские повести (о нашествии Батыя, о Куликовской битве), повести о княжеских преступлениях (об ослеплении Василька Теребовльского).

С XV века появляются повести беллетристического характера, тесно связанные с жанрами волшебной сказки и жития («Повесть о Петре и Февронии»).

XVII век — время широкого распространения повести, формируется новый жанр бытовой повести («Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне»), плутовской новеллы («Повесть о Фроле Скобееве»), создаются сатирические повести («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове»).

Повесть воинская — жанр древнерусской литературы XI–XVII веков. Она освещает воинские подвиги и битвы, рассказывает о борьбе русских дружин со степными кочевниками, печенегами, половцами. В ней изображаются реальные исторические личности, князья.

К этому жанру относятся и повести о княжеских усобицах и княжеских преступлениях.

Воинские повести отражают исторические события, поэтому их характер и средства меняются в зависимости от них.

Во второй половине XVII века на смену воинской повести в древней литературе приходит бытовая приключенческая повесть.

Повесть сатирическая — один из новых жанров, отражающий явления общественной и социальной жизни второй половины XVII века, когда осуществляется демократизация древней литературы, ее приближение к народной среде. Меняется читатель, появляется новый герой. Сатирическая повесть отражает связи с устным народным поэтическим творчеством, в ее основе лежат сказочные сюжеты.

Проповедь

Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в храме во время богослужения, поучительный жанр ораторской прозы. В Древней Руси жанр проповеди сложился под влиянием византийской традиции. См. также Слово.

Рублев Андрей

Андрей Рублев – русский художник конца XIV–первой трети XV века, создатель фресок, икон, миниатюр; канонизирован в 1988 году. Был известен при жизни, знаменит после смерти (о чем свидетельствуют источники 1430–1460-х годов), особо прославляем с конца XV века («Отвещание...» Иосифа Волоцкого). В XVI веке по постановлению Стоглавого собора 1551 года его работы становятся обязательными образцами для подражания.

Имя Андрея Рублева овеяно легендами. Реальные представления об искусстве мастера появляются после реставрационной расчистки его иконы «Троица» в 1904 году, но в полной мере — начиная с 1918 года, когда были расчищены фрески Успенского собора во Владимире и найдены иконы Звенигородского чина.

Первое упоминание о нем относится к 1405 году: по свидетельству летописи, он расписывает Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца. Андрей Рублев назван «чернецом», т.е. монахом, и числится последним в перечне имен, т.е. был младшим. Из более поздних источников — «Сказания о святых иконописцах» (XVII век) – известно, что Андрей Рублев жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, ставшем игуменом после смерти Сергия Радонежского. Предполагают, что здесь он был пострижен в монахи (по другой гипотезе — в Андрониковом монастыре в Москве). В 1408 году, по свидетельству летописи, Рублев расписывает вместе с Даниилом Черным древний Успенский собор XII века во Владимире; он назван вторым после Даниила.

В 1420-е годы по свидетельству «Жития Сергия Радонежского», составленного Епифанием Премудрым и Пахомием Сербом, и «Жития Никона» (источников 1430–50-х годов), оба мастера расписывают церковь Святой Троицы в Троицком монастыре, построенную в 1423–24 годах над гробом Сергия Радонежского вместо старой деревянной. После смерти Даниила, похороненного в Троицком монастыре, Андрей Рублев возвращается в Москву в Андроников монастырь, где к 1428 году заканчивает свою последнюю работу — роспись церкви Спаса. Умер 29 января 1430 года в Андрониковом монастыре (дата установлена П.Д. Барановским по копии XVIII века с надписи на утраченной надгробной плите).

Из упоминаемых в древнерусской литературе произведений Андрея Рублева сохранились лишь фрески в Успенском соборе во Владимире и знаменитая икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря. Из двух дат написания «Троицы», зафиксированных в документах, — 1411 и 1425–27 годы — более вероятной представляется последняя. Другие произведения, перечисленные источниками, либо не сохранились, либо принадлежат не самому Рублеву, а ученикам — членам артели Даниила Черного и Андрея Рублева (например, иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троицкого монастыря).

Кисти Андрея Рублева приписывают также следующие произведения, о которых нет исторических свидетельств:

  1. некоторые миниатюры и инициалы Хитрова евангелия, нач. XV века;
  2. две иконы из Деисуса и семь икон из Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля;
  3. Звенигородский чин: три иконы (Христос, архангел Михаил и апостол Павел) из Деисуса, состоявшего по меньшей мере из семи икон, нач. XV века;
  4. икона Богоматери «Умиление» из Успенского собора во Владимире, 1408;
  5. три иконы из Деисуса (Христос, Иоанн Предтеча и апостол Павел) и одна икона («Вознесение») из Праздничного ряда иконостаса Успенского собора во Владимире, 1408;
  6. фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке (Звенигород) с изображениями Флора, Лавра, Варлаама и Иоасафа, преподобного Пахомия и явившегося ему ангела в монашеской схиме;
  7. фрагменты фресок на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре около Звенигорода с изображением преподобных отшельников Антония Великого и Павла Фивейского, 1415–20;
  8. несколько икон из Деисуса Троицкого собора Троицкого монастыря и одна («Крещение») из его Праздничного ряда, ок. 1428;
  9. маленькая иконка «Спас в силах», нач. XV века.

Из всего перечня несомненно принадлежащими Андрею Рублеву можно считать только миниатюры Хитрова евангелия, Звенигородский чин и икону «Богоматерь “Умиление”» из Владимира, а также — с известной долей допустимости — фрески в Успенском соборе на Городке.

Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусства XIV века, которое он знал по работам греческих мастеров, трудившихся в Москве, и особенно по созданиям Феофана Грека (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе). Другим важным источником формирования искусства Андрея Рублева является живопись московской школы XIV века с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи XII–начала XIII веков.

Образы Андрея Рублева в целом соответствуют образам византийского искусства первой трети XV века, но отличаются от них большей просветленностью, кротостью и смирением; в них нет ничего от аристократического благородства и интеллектуального достоинства, воспеваемых византийским искусством, предпочтение отдается скромности и простоте. Лица — русские, с некрупными чертами, без подчеркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные.

Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением»; какие-либо внутренние аффекты им не свойственны. Кроме тихого глубокого созерцания Андрей Рублев иногда сообщает своим образам духовный восторг, вызывающий сияние глаз, блаженные улыбки, свечение всего облика (трубящий ангел во фресках Успенского собора), иногда — высокое вдохновение и силу (апостолы Петр и Павел в «Шествии праведных в Рай», там же).

Классическое чувство композиции, ритма, всякой отдельной формы, воплощенное в ясности, гармонии, пластическом совершенстве, у Андрея Рублева столь же безупречно, как у греческих мастеров первой трети XV века. При этом некоторые черты классической системы Рублев как будто специально приглушает: округлость формы не подчеркивается, иллюзионистические моменты (например, анатомически верная передача суставов) отсутствуют, благодаря чему объемы и поверхности кажутся преображенными, — как и в византийском искусстве, всякая форма предстает у художника перевоплощенной, одухотворенной Божественной энергией. Это достигнуто приемами, общими для всего византийского искусства: лаконичные контуры и силуэты, придающие фигурам невесомость; замкнутые параболические линии, сосредоточивающие мысль и настраивающие на созерцание; тонкие очертания складок одежд, сообщающие тканям легкость; световая насыщенность каждого цвета, делающая колорит сияющим, и др. Однако эти общевизантийские черты стиля раннего XV века Андрей Рублев видоизменяет, поскольку идеальные классические формы, привычные для греческих мастеров с античных времен, не являются для него самостоятельной ценностью. Художник придает им черты, характерные для русского искусства конца XIV–начала XV веков: линии становятся певучими, ритмы — музыкальными, повороты фигур и наклоны голов — мягкими, одеяния — воздушными, красочная гамма — светлой и нежной. Во всем – отблески гармонии Рая и одновременно—расположение к человеку, доброта.

Интонация райской гармонии, пронизывающая творчество Андрея Рублева, характерна для искусства всего христианского мира первой половины XV века — Византии (фрески Пантанассы в Мистре, ок. 1428), Сербии (фрески Манасии, до 1418, Каленича, ок. 1413), Западной Европы (Гентский алтарь работы Яна Ван Эйка, 1432; создания Фра Беато Анджелико).

Творчество Андрея Рублева определило расцвет национальной школы русской живописи в XV веке и оказало огромное влияние на все русское искусство.

Сергий Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский (1314 или 1322, селение Варницы, близ Ростова — 25 сентября 1392, Троице-Сергиев монастырь, Радонеж) — преобразователь русского монашества, игумен Троицкого монастыря, канонизирован Русской православной церковью в 1452 году.

Родился в семье боярина Кирилла и его жены Марии, знатной, но бедной. В семилетнем возрасте мальчика, названного Варфоломеем, отдали в школу, которая была на попечении епископа Ростовского Прохора. По легенде, сначала грамота давалась ребенку трудно, но вскоре он увлекся учебой и показал отличные способности. Родители с детьми вскоре переселились в Радонеж. В конце своей жизни Кирилл и Мария постриглись в монашество в Покровском монастыре в Хотьково.

После кончины родителей Варфоломей, стремясь к иноческой жизни, вместе со старшим братом Стефаном удалился в пустынное место, называемое Маковец, в нескольких верстах от Радонежа. Здесь они срубили келью и небольшую церковь, посвященную Святой Троице. Стефан, не выдержав тягот отшельнической жизни, ушел в Богоявленский монастырь в Москве. Варфоломей же был пострижен в 1337 году священником Митрофаном в монашество с именем Сергий. К преподобному, прославившемуся своей подвижнической жизнью, начали приходить ищущие пустынножительства. Постепенно образовалась обитель. В монастыре строго сохранялся порядок повседневного богослужения, иноки совершали непрестанную молитву. С глубоким смирением Сергий служил братии — строил кельи, рубил дрова, молол зерно, пек хлеб, шил одежду и обувь, носил воду. Кроме Троице-Сергиевой, Сергий основал еще Благовещенскую обитель на Киржаче, Борисоглебский монастырь близ Ростова, а его ученики учредили около 40 монастырей. В 1354 году епископ Волынский Афанасий рукоположил Сергия в иподиакона, иеродиакона и священника, а затем поставил его игуменом. Патриарх Константинопольский Филофей в 1372 году прислал Сергию крест, параманд, схиму и свое благословение ввести общежитие в обители. С благословения митрополита Алексия Сергий ввел общежитийный устав, распространившийся потом во многих русских монастырях. Сергий пользовался большим уважением митрополита Алексия, который просил преподобного стать его преемником, но Сергий решительно отказался. Его авторитет среди русских князей был велик: он нередко способствовал разрешению междоусобиц. В 1380 году Сергий Радонежский дал князю Дмитрию Донскому благословение на битву с Мамаем на Куликовом поле и направил к нему двух иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Через 30 лет после смерти преподобного Сергия, 5 июля 1422 года, состоялось обретение его мощей.

Сказание

Это устное историческое предание в «книжной», литературной переработке или повествовательное произведение, обращенное в прошлое, в котором легендарное повествование дополняет, видоизменяет, идеологизирует легенды и предания письменные или устные.

Слово

Термин «слово» обозначает произведение ораторского красноречия. В торжественных словах поднимались большие общественно-политические и религиозные проблемы: веры и безверья, единения русской земли, отпора иноземным завоевателям («Слово о Законе и Благодати» Иллариона, «Слово о погибели Русской земли», «Слово о полку Игореве»). «Золотым веком» русского красноречия называют XII век.

Старообрядческая литература

Появление старообрядческой литературы стало своеобразной реакцией на церковную реформу Никона. Реформа вызвала появление мощного оппозиционного движения, выдвинула немало публицистов, писателей, мыслителей, среди которых были Аввакум, Иван Неронов, Епифаний и другие идейные вожди старообрядчества. Они внесли заметный вклад в историю отечественной культуры. Самыми яркими произведениями старообрядческой литературы стали сочинения протопопа Аввакума.

Стефан Пермский

Стефан Пермский (ок. 1345–1396) — видный деятель русской православной церкви, писатель.

Родился в русской семье в Устюге Великом. Пострижен в монахи в монастыре Григория Богослова в Ростове Великом, где учился вместе с Епифанием Премудрым.

В 1379 году Стефан Пермский отправился в страну коми («зырян») и начал проповедническую миссионерскую деятельность, обращая народ коми в христианство. Деятельность Стефана имела важное экономическое, политическое и культурное значение, так как способствовала включению Пермских земель в состав Московского государства. Зимой 1384 года становится первым епископом новой Пермской епархии.

Стефан Пермский создал специальную азбуку и перевел на древний коми язык основные богослужебные тексты.

«Житие Стефана Пермского» было написано хорошо знавшим его Епифанием Премудрым. Его имя упоминается в летописях, в «Житии Сергия Радонежского» и др.

Троица

Распространенный в иконописи сюжет, в котором нашел отражение догмат Христианской церкви о троичности Бога и единосущности Его ипостасей — Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.

Существуют три иконографических типа «Троицы» — «Ветхозаветная Троица», «Отечество» и «Новозаветная Троица», из которых каноническим считается только первый. Он основан на библейском рассказе о том, как Бог явился в образе трех мужей (ангелов) Аврааму и Сарре. Они принимали ангелов под сенью дуба в дубраве Мамвре, один из них предсказал Сарре рождение сына (Бытие 18:1–16).

В византийской иконографии изображение этого сюжета получило название «Гостеприимство Авраама». Согласно богословским толкованиям, в образе трех мужей-путников произошло явление трех лиц Бога. Иллюстрируя этот сюжет, художники подчеркивали либо момент гостеприимства Авраама, изображая множество бытовых деталей, либо явление трех ангелов, явление Бога Сына в сопровождении двух ангелов.

Наиболее известна икона «Троицы» работы Андрея Рублева (конец XIV–начало XV века, Третьяковская галерея), на которой изображены только три ангела, сидящие вокруг стола-трапезы с жертвенной чашей; образ ангела в центре символизирует Бога Сына Иисуса Христа, приносящего себя в жертву ради спасения людей от первородного греха и смерти, рука этого ангела благословляет чашу с лежащей в ней головой жертвенного тельца (символ Евхаристии); ангелы в знак взаимного согласия и любви склоняют друг к другу головы (символ мировой гармонии). Композиция иконы имеет форму круга, объединяющего и соединяющего в единое целое образы трех ангелов, наглядно выражая идею неслиянности и в то же время нераздельности трех ипостасей единого Бога. Над ангелом, сидящим в центре, — дерево, изображающее, согласно библейскому сюжету, Мамврийский дуб и одновременно — древо жизни. Над ангелом слева — здание (дом Авраама и символ Божественного устроения мира), справа — гора (знак духовного восхождения).

Икона была выполнена для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, в XVI веке, вероятно, находилась в Москве, где была украшена драгоценным окладом, а затем, как вклад царя Ивана Грозного, возвращена вновь в монастырь. Почиталась как чудотворная икона, с нее делали многочисленные списки.

Христианское учение о святой Троице

Учение о святой Троице излагается в 9 главе Изборника Святослава 1073 года: «Не три Бога,.. но единой Бог, единое божество в трех лицах равновечное, не естеством отделяемое, не образом, где Отец и Сын и Дух, и где же Дух, где же Отец и Сын. Проще сказать: Троице поклоняемся в единице, и единице в Троице, единице, заключающей в себе три существа, и Троице единосущной и вместительной и наравне с другими не имеющей начала. Единое исповедую святой Троицы Божество, единое и единосущное Божество, единой силы, единой власти, единое господство, единое царство, единое вечно существующее, не рожденное, безначальное, неописуемое, непостижимое, беспредельное, неизменное, непоколебимое, бессмертное, вечное, бесстрастное, все и всяческое созидающее и содержащее, промыслительно управляющее небом и землей и морем, и все, что в них видимое и невидимое».

Характер древнерусских рукописей

Характерной особенностью древнерусской литературы является ее рукописный характер. Часто одно и то же произведение входило в состав различных сборников. Писец переписывал различные произведения в тетради, которые могли затем переплетаться самим писцом или переплетчиком. Техника переплетного дела была такова: тетрадь пришивалась к ремням, которые в свою очередь прикреплялись к деревянным доскам — переплетам. Доска снаружи обтягивалась кожей или какой-нибудь тканью. Материалом для русских книг до XIV века служил пергамент, который получали из кожи телят или ягнят, а затем — бумага. Писец употреблял чернила из сажи и из отвара дубовой или ольховой коры. Для просушки чернил употреблялся мелкий кварцевый песок. Пергаментные рукописи не имели столь строгих стандартов, как бумажные, формат будущей книги выбирал сам переплетчик. Пергамент был дорог, потому простые люди, ремесленники в переписке между собой часто пользовались берестой (Новгородские берестяные грамоты). Слова в строке не разделялись, только абзацы рукописи выделялись киноварной буквицей — инициалом. Широко известные слова писались сокращенно под особым подстрочным знаком — титлом.

Принято различать три типа почерков: устав, полуустав и скоропись. Устав — торжественное, спокойное, крупное письмо, полуустав — почерк более беглый, менее строгий, скоропись — беглое письмо, где буквы соединяются связками.

Хождения (хожения)

Это особый жанр древней литературы, складывающийся на Руси в XII веке. Самое раннее из известных нам произведений этого жанра — «Хождение игумена Даниила», ставшее своеобразным путеводителем по святым местам Палестины.

Хождения были путевыми заметками о быте, образе жизни разных народов, включали сведения географические, историко-этнографические и т.д. (например, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина). Жанр хождения сохранился в литературе XVIII–XIX веков.

Хронограф

Хронограф (от греч. chronos — время и grapho — пишу) — историческое сочинение, знакомящее древнего читателя со всемирной историей, а также событиями современной славянской и русской истории. Особую известность получил «Русский хронограф», созданный на рубеже XV–XVI веков.

Четьи-Минеи

Так называются месячные чтения, календарные сборники житий святых, расположенные по месяцам в соответствии с днями их памяти.

Этнография

Слово «этнография» (от греч. ethnos — народ и grapho — пишу) имеет два значения:

1) Наука, изучающая этногенез, материальную и духовную культуру, особенности быта какого-нибудь народа (народов).

2) Особенности быта, нравов, культуры какого-либо народа.

 


Перейти к оглавлению книги "Начало всех начал. Древнерусская литература"