В вашей корзине: 0 тов.
оформить | очистить
Отдел сбыта: +7 (8453) 76-35-48
+7 (8453) 76-35-49
Не определен

Исторические песни о Петре I и Пугачеве. "Петра I узнают в шведском городе", "Суд над Пугачевым. Панин"

Исторические песни посвящались и реформатору русской жизни Петру I. В песнях Петр показан выдающимся полководцем. В них выражается сочувствие народа к его деятельности. В песнях он идеальный царь, заботящийся о благе подданных, блестящий полководец, организатор военных побед. Так, в песне "Петра I узнают в шведском городе" говорится об одном эпизоде царствования Петра I. Царь тайно отправляется в шведское королевство под видом купца. В песне поется, что никто про это не знает и не ведает. Для того, чтобы предстать богатым купцом, он свои корабли наполняет чистым серебром, украшает чистым золотом и берет с собой "силушки очень мало". Петр велит называть себя не государем, а заморским купчиной.

Однако его узнают в "стекольном государстве" (Стокгольме). Шведская королева кричит своим подданным:

	"Ой вы гой еси, мои шведские генералы! 
	Запирайте вы воротички покрепче, 
	Вы ловите царя белого скорее!"

Рассказывая об этом событии, песня подчеркивает смелость и находчивость Петра:

	Обо всех он шведских замыслах догадался, 
	Ко крестьянину он на двор скоро бросался: 
	"Ты бери-ко, бери, крестьянин денег вдоволь, 
	Ты вези меня на край сине моря". 

На кораблях царь уходит от погони. Враги пытаются захватить его в плен, но безуспешно. Стремясь поймать русского царя, королева посылает дважды погоню. А преследователи обращаются с просьбой к Петру, чтобы он взял их с собой, поскольку назад им дороги нет:

	"Ты возьми-ко, возьми, царь белый, нас с собою, 
	А не возьмешь ты нас, батюшка, с собою, 
	Уж не быть-то нам, горьким, живыми на свете".

После отказа царя "вся погоня в сине море побросалась".1

Народ называет Петра "наш батюшка". В этом обращении видна народная любовь к самодержцу.

Исторических песен о Пугачеве значительно меньше, потому что в представлении народа он был законным царем, а не вольным казаком-разбойником. О нем нельзя было складывать разбойничьи песни. В пугачевских песнях народ идеализировал образ Пугачева, видел в нем защитника, героя, изображал его непокорным, гордым даже в тяжелых жизненных ситуациях. Это показано в песне "Суд над Пугачевым. Панин", в которой атаман ведет себя гордо, независимо, отвечая на вопрос царского вельможи Панина:

	Судил тут граф Панин вора Пугачева: 
	Скажи, скажи, Пугаченько, Емельян Иванович, 
	Много ли перевешал князей и боярей? 
	Перевешал вашей братьи семьсот семи тысяч. 
	Спасибо тебе, Панин, что ты не попался: 
	Я бы чину-то прибавил, спину-то поправил, 
	На твою бы на шею варованны вожжи, 
	За твою-то бы услугу повыше подвесил! – 
	Граф и Панин испужался, руками сшибался: 
	Вы берите, слуги верные, вора Пугачева, 
	Поведите-повезите в Нижний Городочек, 
	В Нижнем объявите, в Москве покажите…2

 


Читайте также другие статьи раздела "Исторические песни":

 Перейти к оглавлению книги "Неиссякаемый источник. Устное народное творчество"