В вашей корзине: 0 тов.
оформить | очистить
Отдел сбыта: +7 (8453) 76-35-48
+7 (8453) 76-35-49
Не определен

Былина "Садко"

События в былине разворачиваются в городе Новгороде. Она распадается на две части (Садко получает богатство и Садко у Морского царя). Главный герой – гусляр Садко. В начале былины им пренебрегли новгородские бояре, перестали звать его на пиры. Обидевшись, Садко идет к Ильмень-озеру, садится на "бел-горюч камень" и начинает играть в "гуселки яровчаты". Его игра понравилась Морскому царю:

	Как тут-то в озере вода всколюбалася,
	Показался царь морской,
	Вышел со Ильменя со озера,
	Сам говорил таковы слова:
	"Ай же ты, Садке Новгородский!
	Не знаю, чем буде тебя пожаловать
	За твои за утехи за великия,
	За твою-то игру нежную".1

Решил Морской царь помочь Садко, одарить его несметным богатством. Велел ему побиться об заклад с купцами новгородскими, что поймает в озере рыбу – золотое перо. Эту рыбу царь пошлет Садко в сети.

Гусляр так и сделал и выиграл в споре с купцами три лавки красного товару, разбогател, воздвиг пышные палаты, украсив их дивной росписью:

	Устроил Садке все по-небесному:
	На небе солнце и в палатах солнце,
	На небе месяц – и в палатах месяц,
	На небе звезды – и в палатах звезды.2 

Садко "зазывал к себе на почестен пир знатных гостей", которые на пиру наедалися, напивалися и похвальбами все похвалялися". Похвалился Садко скупить все товары в в Новгороде, поспорил в богатстве с ним. Но спор проиграл: сколько он ни скупал товаров в новгородских лавках, на утро в них появлялись привезенные со всей Руси все новые и новые. И понял Садко, что не он купец богатый новгородский – побогаче его славный Новгород. И если в начале былины народное сознание на стороне бедного гусляра, то Садко-купец, возомнивший, что он богаче и сильнее целого торгового города, лишен сочувствия народа. Былина заставляет его признать победу Новгорода. В ней со всей определенностью выражена мысль о торговой мощи великого города северной Руси.

Во второй части былины Садко, богатый купец, снаряжает корабли и отправляется с товарищами торговать за море:

	На синем море сходилась погода сильная,
	Застоялись черлены корабли на синем море:
	А волной-то бьет, паруса рвет, 
	Ломает кораблики черленые;
	А корабли не идут с места на синем море.3	

Так в былину вводится пейзаж. Корабли встали на море – Морской царь не пускает Садко, требует от него выкуп. Сначала корабельщики пытаются откупиться бочкой чистого серебра, красна золота, а волной все бьет, паруса рвет, а "корабли все не идут с места на синем море". Садко догадывается, что царь Морской требует "живой головы во сине море". Трижды кидают жребий, кому идти к Морскому царю. И как Садко не ловчил, жребий пал на него. Взяв только гусли, Садко бросается в морскую пучину.

Изображение подводного царства в былине реально, пейзаж реалистичен:

	Во синем море на самом дне.
	Сквозь воду увидел пекучись красное солнышко,
	Вечернюю зорю, зорю утреннюю.
	Увидел Садко: во синем море
	Стоит палата белокаменная…4

Перед нами скорее не фантастика, а определенная доля условности. Так же изображен и сам царь Морской. В былине дается лишь одна деталь его портрета: "голова у царя, как куча сенная". Певцы пользуются приемом гиперболизации: голова царя сравнивается с кучей сена, что указывает на значительные ее размеры и вносит элемент комизма.

Далее разворачивается сцена игры Садко на гуслях и пляски Морского царя. В былине неоднократно подчеркивается искусство Садко, его мастерство:

	Как начал играть Садко в гуселки яровчаты,
	Как начал плясать царь морской во синем море,
	Как расплясался царь морской.
	Играл Садке сутки, играл и другие,
	Да играл еще Садке и третьи,
	И все пляшет царь во синем море.5

Благодарный за потеху, Морской царь стал уговаривать Садко жениться на одной из тридцати своих дочерей. А в это время в синем море вода колеблется, разбиваются корабли, тонут люди праведные.

Православный человек в реальной действительности в поисках избавления от несчастий всегда обращается к христианским святым, что находит отражение и в былине: "стал народ молиться Миколе Можайскому". Неслучайно в былину вводится образ христианского заступника Миколы – покровителя всех мореплавателей и мореходов. В этом проявляется общая христианская идея русского фольклора:

	Святой предстал перед Садко на морском дне:
	Обернулся – глядит Садке Новгородский:
	Ажно стоит старик седатыий.
	Говорил Садке Новгородский:
	"У меня воля не своя во синем море,
	Приказано играть в гуселки яровчаты".
	Говорит старик таковы слова:
	"А ты струночки повырывай,
	А ты шпенечки повыломай.
	Скажи: "У меня струночек не случилося,
	А шпенечков не пригодилося,
	Не во что больше играть:
	Приломалося гуселки яровчатые".6

Святой Микола учит незадачливого гусляра, как ему вернуться в Новгород. В невесты себе он должен выбрать последнюю дочь Морского царя – девушку Чернавушку. Послушавшись мудрого совета, наутро Садко оказался на суше, а девушка, которую он выбрал, оказалась новгородской рекой. В благодарность Садко построил соборную церковь Миколы Можайского.

В Новгородской летописи под 1167 годом упоминается имя некоего Садко Сытинца, который заложил церковь. Былинный Садко совпадает с реальным историческим лицом.

В.Г. Белинский писал о новгородских былинах, что перед ними видна вся остальная сказочная поэзия русская. Виден мир новый и особый, служивший источником форм и самого духа русской жизни, а следовательно и русской поэзии. О "Садко" он пишет: "Вся поэма проникнута необыкновенным одушевлением и полна поэзии. Это один из перлов русской народной поэзии".

 


Читайте также другие статьи по теме "Русский героический эпос. Былины":

 Перейти к оглавлению книги "Неиссякаемый источник. Устное народное творчество"