В вашей корзине: 0 тов.
оформить | очистить
Отдел сбыта: +7 (8453) 76-35-48
+7 (8453) 76-35-49
Не определен

Былина "Добрыня и Змей"

Добрыня Никитич – второй по значению богатырь былин киевского цикла. Он пришел на смену древнему Дунаю, однако он не только богатырь-змееборец, но и богатырь-дипломат. В ряде былин Добрыня выполняет различные дипломатические поручения князя Владимира.

В былине "Добрыня и Змей" он совершает ратный подвиг – одерживает победу над Змеем, который много горя принес на Русскую землю. Сюжет былины вышел из древнейшего сказочного фольклора. Былина начинается рассказом о том, как мать не велит Добрыне ездить на Пучай-реку купаться:

	Добрынюшке-то матушка говорила,
	Да Никитичу-то матушка наказывала:
	"Ты не езди-ка далече во чисто поле,
	На ту на гору да Сорочинскую,
	Не топчи-ка ты младых змеенышей,
	Ты не выручай-ка полонов да русских,
	Не куплись, Добрыня, во Пучай-реке –
	Пучай-река очень свирепая,
	Середняя-то струйка как огонь сечет".2
	

С этого сказочного запрета обычно начинаются сказки. Так же как в сказке, Добрыня не слушается совета матери и далеко заплывает. В этот момент налетает на него Змей:

	Ветра нет, да тучу наднесло,
	Тучи нет, да будто дождь дождит,
	А дождя-то нет, да только гром гремит,
	Гром гремит да свищет молния.
	Как летит Змеище Горынище
	А тыех двенадцати о хоботах.3
	

Битва богатыря со Змеем изображается коротко: ударил Добрыня Змея, отшиб все его "хоботы" и взял с него слово не летать больше на Русь. Вернувшись в Киев, Добрыня узнает, что Змей опять летал через Киев и унес племянницу князя Владимира – Забаву Путятичну.

Добрыня отправляется в дальний путь к пещерам Змея. Но, в отличие от сказочного героя, который борется с чудовищем ради своих личных интересов (освобождение невесты), он представляет нового героя, выступающего за общественные интересы в борьбе за целостность Руси и ее границ. Сказочный мотив борьбы за женщину становится мотивом борьбы за русскую полонянку. В былине Добрыня представляется как освободитель Русской земли. Былина поет славу богатырю, который освободил не только племянницу Владимира, но и множество других пленных, томившихся в подземелье Змея:

	Тогда Добрыня во нору пошел,
	Во те во норы да во глубокие.
	Там сидит сорок царей, сорок царевичей,
	Сорок королей да королевичей,
	А простой-то силы – той и смету нет.
	Тогда Добрынюшка Никитинич
	Говорил то он царям да он царевичам
	И тем королям да королевичам:
	"Вы идите нынь туда, откель принесены.
	А ты, молода Забава дочь Путятична,
	Для тебя я эдак теперь странствовал,
	Ты поедем-ка ко граду ко Киеву,
	А ий ко ласковому князю ко Владимиру".4
	

Добрыня во всех былинах выражает свои богатырские качества, ревностно оберегает достоинство русского воина, он разумен в речах, сдержан, тактичен, заботливый сын и верный супруг. Во всех былинах раскрываются эти черты его облика.

 


Читайте также другие статьи по теме "Русский героический эпос. Былины":

 Перейти к оглавлению книги "Неиссякаемый источник. Устное народное творчество"