В вашей корзине: 0 тов.
оформить | очистить
Отдел сбыта: +7 (8453) 76-35-48
+7 (8453) 76-35-49
Не определен

Чернышевский о повести Тургенева "Ася"

Анализ повести И.С. Тургенева «Ася»

 

Подобно тому, как «Обломова» невозможно себе представить без добролюбовской статьи, анализ «Аси» всегда сопровождает работа Н.Г. Чернышевского. Статья носит подзаголовок «Размышления по прочтении повести...» Критик прямо заявляет, что меньше всего его волнуют художественные достоинства повести. Как и Базаров, он невысоко ставит любовь и искусство: «Бог с ними, с эротическим вопросами, – не до них читателю нашего времени, занятому вопросами об административных и судебных улучшениях.., об освобождении крестьян». Повесть Тургенева, по мысли критика, как раз призвана помочь в уяснении современных проблем. Отбрасывая событийную сторону, Чернышевский полностью сосредоточивается на двух образах – Аси и господина Н., которого не без иронии называет «Ромео». Ася воплощает в себе лучшие черты современной девушки: бескомпромиссность, решительность, силу духа. «...Это девушка …с благородной душой, с удивительною силой характера.., которую нельзя не полюбить, перед которой нельзя не благоговеть…» Критик особенно ценит ее за смелость, с какой она бросила вызов условностям, первая назначив свидание. Казалось бы, со времени «Онегина» прошло двадцать лет. Но ничего не изменилось в нравах ханжеского общества. Н.Г. Чернышевский в своей статье воспроизводит «сотни голосов» благовоспитанных читателей, которые накинутся с упреками на неосторожную девушку: «Помилуйте, как это можно <…>! Назначать свидание молодому человеку!.. Она потеряет свою репутацию». И это мнение самых снисходительных. «Другие» прибавят: «Если бы я был на месте ее брата, я запер бы ее на полгода в комнате <…>. Она, видите ли, изволит увлекаться высокими чувствами; но каково расхлебывать другим то, что она изволила наварить?»

Тургеневская героиня настолько поэтична, что и у сурового критика пробуждает светлые чувства. Проникновенно разбирает он эпизод свидания, с волнением говорит о переживаниях девушки: «Каждая черта в ее (Аси) бледном лице говорит, что она ждет решения своей судьбы, что она всю свою душу безвозвратно отдала ему». Тем более жестоким и необъяснимым предстает в трактовке Чернышевского поведение «Ромео»: «И он ей делает выговоры <…>!» «Что это за нелепая жестокость, что за низкая грубость?» – возмущался этой сценой Н.Г. Чернышевский. Критик видит в ней отражение типических для русского общества явлений. Русская девушка, как правило, незаурядна и готова на подвиг. А Ромео неизменно оказывается духовно слабее ее. «Таковы-то наши «лучшие люди» – все они похожи на нашего Ромео». Рассуждая с этой точки зрения, критик склонен расценивать разрыв Аси с любимым как безусловное благо для нее. Даже если бы они соединили свои судьбы, убежден Чернышевский, они не могли быть счастливы вместе: «Мы нимало не жалеем об Асе; тяжело было ей слышать слова отказа, но, вероятно, к лучшему для нее было…» Тем строже судит критик господина Н. Из-за таких как он, как герой повести «Фауст» или некрасовский Агарин («Саша») в России не происходят реформы, не улучшается жизнь крестьян, которые до сих пор не привыкли, что к ним обращаются на «вы». Как и Добролюбов («Что такое обломовщина?»), критик выносит приговор дворянскому герою, «лишнему человеку». Кажется, Чернышевский уходит в сторону. Но нет! Он убежден, что, каков тургеневский герой в любви, таков он и в общественной жизни. Персонажи писателя настолько живы, достоверны, зримы, что по ним можно изучать современное общество. Впрочем, суровый критик, под влиянием неотразимого тургеневского психологизма, склонен даже пожалеть слабого героя: «…Жестокая неприятность, которой подвергается Ася, приносит ему <…> стыд перед самим собой <…>, мы видим, что он попал не в вину, а в беду». Господин Н. не злодей, не чудовище; он попросту ничтожный человек. В духе Базарова критик формулирует свой вывод: «Пошлость» – «симптом эпидемической болезни, укоренившейся в нашем обществе».

 


Читайте также другие статьи по теме «Анализ повести И.С. Тургенева «Ася»:

 Перейти к оглавлению книги «Русская классика XIX века. И.А. Гончаров. И.С. Тургенев»