В вашей корзине: 0 тов.
оформить | очистить
Отдел сбыта: +7 (8453) 76-35-48
+7 (8453) 76-35-49
Не определен

Софья Беловодова

Анализ романа И.А. Гончарова «Обрыв»

 

Софья Беловодова – женщина-статуя. Когда позднее Бориса Павловича упрекнут в легкомыслии и донжуанстве, герой смело объяснит сложность своих внутренних побуждений: «Я уверен, что в байроновском Дон Жуане пропадал художник. Это влечение к <…> красоте женщины как лучшего создания природы, обличает <…> влечение и к другой красоте, невидимой, к идеалам добра, изящества души, к красоте жизни!» Поиск идеала приводит Райского в дом его кузины, светской красавицы Софьи Беловодовой. «В доме тянулась бесконечная анфилада обитых штофом комнат; темные тяжелые резные шкафы <…> как саркофаги, стояли по стенам<…>. Цветы стояли в тяжелых старинных вазах, точно надгробных урнах…» Даже карета напоминает погребальные дроги: «Экипаж высокий, с шелковой бахромой, лошади старые, породистые <…> с побелевшими от старости губами...» Гончаров-бытописатель выходит здесь на новую ступень совершенства. Он добивается впечатления от деталей обстановки самим ритмом, построением фразы. Обилие трехчастных эпитетов («темные тяжелые резные», «тяжелая негнущаяся шелковая» и т.п.) создают ощущение мерного, торжественного, неуклюжего уклада жизни.

В этом роскошном особняке, где все напоминает о кладбище, прожила жизнь Беловодова. В обрисовке ее характера Гончаров вновь обращается к загадке женщины-ребенка: «Нужды нет, что она уже вдова; но на открытом <…> белом лбу ее <…> лежит девическое, почти детское неведение жизни». Эта героиня духовно близка Юлии Тафаевой. Но писатель расширяет спектр наблюдений. Истоки затянувшегося детства Софьи Иван Александрович видит не только в недостатках литературного образования, но, в целом, в пагубном влиянии света на растущую душу. «Ее укрыло от страстей заботливое воспитание большого знатного дома, где хотели уберечь ее от всяких опасных увлечений и так успели в этом, что заглушили в ней почти все женские инстинкты чувства, принеся ее в жертву свету, гордости…», – объясняет повествователь. Первая же попытка проявить самостоятельность, послушаться велений сердца, а не приказов маменьки, закончилась для юной Софьи страшной катастрофой. Она осмелилась полюбить своего учителя и однажды сыграть для него любимую мелодию. Затем «...я протянула ему тоже руку, и он… пожал ее! и кажется, мы оба покраснели…». Но когда героиня повернулась к маменьке, ей «страшно стало» – и недаром. Все благородное семейство соединилось с целью опорочить простого человека в глазах его ученицы. «Знаете ли, кто он такой, ваш учитель? – сказала mаmаn. – <…> Он сын какого-то лекаря, бегает по урокам, сочиняет, пишет русским купцам французские письма за границу за деньги, и этим живет…» «Какой срам! – сказала ma tante». Вконец запуганная девушка «просила простить и забыть эту глупость и дала слово вперед держать себя прилично». Она сдержала слово, вышла замуж по воле маменьки, а теперь покорно ожидает нового жениха, которого приищут ей тетушки и одобрит общество.

 


Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.А. Гончарова «Обрыв»:

 Перейти к оглавлению книги «Русская классика XIX века. И.А. Гончаров. И.С. Тургенев»