В вашей корзине: 0 тов.
оформить | очистить
Отдел сбыта: (845-3) 76-35-48
(845-3) 76-35-49

Анализ романа И.А. Гончарова «Обрыв»

  • Райский. Образ и характеристика главного героя романа: Если задать вопрос, каким образом писателем связываются многочисленные персонажи и разнородные сюжетные линии в единое романное целое (пять частей!), такой композиционно связующей фигурой предстает Борис Павлович Райский. Он рано остался сиротой. Происходя из богатого аристократического рода, живет в Петербурге, в то время как его имениями управляют опекун и дальняя родственница, Татьяна Марковна Бережкова. Читать далее...

  • Софья Беловодова: В роскошном особняке, где все напоминает о кладбище, прожила жизнь Беловодова. В обрисовке ее характера Гончаров вновь обращается к загадке женщины-ребенка: «Нужды нет, что она уже вдова; но на открытом <…> белом лбу ее <…> лежит девическое, почти детское неведение жизни». Эта героиня духовно близка Юлии Тафаевой. Но писатель расширяет спектр наблюдений. Читать далее...

  • Русь провинциальная. Малиновка: Вторично собираясь в Малиновку, Райский заранее настроен на скептический лад: «А если там скука? Волга с прибрежьем, дремлющая, блаженная тишь, где не живут, а растут люди <…>, где ни бурных страстей <…>, ни мучительных вопросов, никакого движения мысли, воли». И ошибся. Жизнь провинциальной России разворачивает перед ним истинные драмы и такие страсти, которых он тщетно искал в Петербурге. Читать далее...

  • Марфинька. Марфинька и Вера: Марфинька предстает перед нами, «блестя красками здоровья, веселостью серо-голубых глаз и летним нарядом из прозрачных тканей». Автор любуется девушкой, ее детской непосредственностью, простотой, в которой много от простоты самой природы. Марфинька – «пассивное выражение эпохи, тип, отливающийся, как воск, в готовую форму». Читать далее...

  • Бабушка и Россия: В третьей части взгляд читателя фокусируется на фигуре бабушки. Татьяна Марковна задумывалась важнейшим звеном в идейном развертывании повествования. Она – апостольски убежденная хранительница устоев старого общества. «В бабушке, – признавался Гончаров в письме другу, – отразилась <…> сильная, властная, консервативная часть Руси, которой эта старуха есть миниатюрная аллегория». Читать далее...

  • Возможные избранники Веры: На протяжении двух частей романа Райский то достает, то вновь отправляет на чердак свой дорожный чемодан. Его удерживает в Малиновке уязвленное самолюбие, желание раскрыть тайну кузины Веры, понять, кто избранник этой незаурядной девушки. Эта загадка тревожит и читателя. Читать далее...

  • Падение и просветление Веры: Кульминацией четвертой части, да и всего романа, становится «обрыв» Веры, ее падение в бездну. Теперь «обрыв» олицетворяет низ, грех, ад. Заключительная пятая часть романа рисует процесс восхождения Веры из обрыва новой морали, возвращение к вечным ценностям. В этом ей помогает бабушка. «Падение» любимой внучки стало для Татьяны Марковны страшным потрясением. Грех можно снять с души только покаянием, и вот начинается «странствие бабушки с ношей «беды». Читать далее...

  • Финал романа. Настоящее и будущее героев: Под конец обрыв предстает в образе общественного мнения городка, алчущего скандала и свежих сплетен. «Со дна обрыва поднялась туча и накрыла нас всех», – с тревогой говорит бабушка. Под влиянием пережитого изменился главный герой романа. Называя его «сыном Обломова», Гончаров вместе с тем оговаривал, что «Райский – проснувшийся Обломов: сильный, новый свет блеснул ему в глаза». Читать далее...

 


Читайте также анализ других произведений И.А. Гончарова:

 Перейти к оглавлению книги «Русская классика XIX века. И.А. Гончаров. И.С. Тургенев»